Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Последние комментарии

«Liba Fata – ales gute Zum Fatatak ich hab dich Lib»

Оксана Задумина

В большинстве земель Германии введен принцип обучения «чтение через письмо» швейцарского педагога-реформатора Юргена Райхена. Он заключается в том, что дети не учатся читать с помощью букв, не изучают обычный алфавит, а воспринимают слова c помощью звуков, на слух.

По методу Райхена школьники учатся воспринимать слова c помощью таблицы звуков, на слух (у них нет обычной азбуки). Ученики пишут по принципу «как слышится, так и пишется», а учителя не объясняют им грамматики, не исправляют ошибки и запрещают это делать родителям. Только в третьем классе детям начинают объяснять, что существуют правила и что им нужно следовать.

Методика, изобретённая в 70-х гг. и впервые применённая в Германии в 1995 г., вызывает постоянные споры, против неё выступают как родители, так и учителя. В то же время, положительное действие методики Ю. Райхена научно не доказано. И даже наоборот, исследования, проведенные в 2005 г. показали, что в классах, занимающихся по этой методике (или ее разновидности – принципу Зоммера-Штумпенхоста), намного больше детей имеют проблемы с освоением чтения и письма, чем в классах, которые используют традиционную методику с алфавитом. Особенно страдают при этом дети мигрантов.

Кроме того, учащиеся приходят в школу с разным уровнем подготовки, и новая методика мешает тем, кто уже умеет читать, фактически, «затупляет» детей. По словам Аги Шрюндер-Йенцен – профессора Университета Потсдама, новая методика является односторонней, и в ней слишком мало внимания уделяется собственно обучению чтению.

Тестирования показывают, что 40 лет назад учащиеся 4-х классов делали примерно 7 ошибок в 100 словах, а теперь 16. Преподаватели вузов отмечают поистине драматическое ухудшение знаний грамматики у студентов и предупреждают о последствиях введения методики: молодые учителя, попавшие в своё время под действие реформы, не могут написать без ошибок двух-трёх предложений и поэтому неспособны научить грамоте других [1].

Одну из последних дискуссий по поводу спорного принципа обучения развернул депутат Бранденбургского земельного парламента от партии CDU Х.Вихман [2], которому его десятилетняя дочь Козима, учащаяся четвёртого класса, написала поздравление с грубейшими ошибками (особо следует отметить, что его жена филолог-германист). Народный избранник выступает против использования данного метода и требует его запрещения.

Тем не менее, в этом году неоднозначная методика добралась и до Баварии. Министр культуры Германии Людвиг Шпаенле считает, что её внедрение давно назрело, перспективно и позволит унифицировать педагогическую работу. Отмечая плюсы подхода, чиновник говорит о том, что новые принципы позволят отойти от фронтальной формы обучения и не поучать детей. Правда, министр всерьёз опасается, что к их применению ещё не готовы сами учителя [3].

Действительно, 53% учителей смотрят на новый «Учебный план плюс» критически. Непонятно, – вопрошают они, – какие критерии оценок годятся для этой новой методики? Детям не ставят оценок, а родители не в состоянии контролировать процесс. Вот мнение одной из родительниц (семья переехала из Новосибирска, живут четвёртый год в Мюнхене): «Два года в школе «валяли дурака», что-то там писали, читали, как хотели, а теперь, в третьем классе «завернули гайки». Пошла грамматика, так всё сложно – за год 14 контрольных точек, проверки, диктанты. Ничем другим не успеваю заниматься, только учимся».

В России также предпринимались шаги по внедрению данной методики. В 1994 г. в рамках образовательной программы по раннему обучению чтению через письмо в нескольких образовательно-воспитательных учреждениях Белгорода и белгородской области был начат эксперимент по введению элементов технологии Ю. Райхена. Учителя отправлялись на стажировки в Германию, в Дортмунд и Верль (земля Северный Рейн-Вестфалия), организовывали семинары, перенимали немецкий опыт.

Начатый эксперимент продолжается до сих пор, и хотя результаты использования новых методических приёмов остались неясными, педагоги отмечают, что дидактические игры немецких школьников, адаптированные для российских учащихся являются любимой частью урока. «Игры – занятие для тех, кто выполнил программу урока: кончил дело – гуляй смело. Желание поиграть стало для первоклассников мотивирующим средством для быстрой и качественной работы. На занятиях царит атмосфера свободы и непринужденности, доброты и уважения друг к другу». Дети работают без учебников, но с помощью алфавитных таблиц-радуг. Большое место на занятиях по обучению грамоте с помощью метода Ю. Райхена занимает предметная деятельность: дети заполняют пустые окошечки в таблицах-радугах, рисуют, раскрашивают, вырезают, клеят, с помощью алфавитной таблицы подписывают свои рисунки и предметные картинки.

Помимо Белгорода подобные эксперименты проводились также на Украине, а в Болгарии данная методика была внедрена организованно и масштабно. Однако в результате, болгарские педагоги вслед за немецкими преподавателями фиксировали и продолжают отмечать ухудшение знаний родного языка среди нового поколения студентов, прошедших обучение в школе по методике Ю. Райхена, указывая на их катастрофическую неграмотность.

Инновационные методики Глена Домана, Сесиль Лупан, Марии Монтессори и других вводятся в качестве эксперимента в учебные заведения разных стран. Российским автором неординарного способа обучения детей чтению является ведущий специалист Санкт-Петербургской лингвистической школы Николай Александрович Зайцев. Он изобрел необычные кубики, которые содержат не буквы, а единицы письма и чтения – «склады». Обучение чтению по методу Зайцева строится на «складовом» принципе. Это имеет нечто общее с методикой Ю. Райхена, так как изучаются не отдельные буквы, а слоги.

Большинство новаторских методик объединяет стремление их авторов к неограниченной свободе учащихся в процессе обучения. Например, Г. Доман сформулировал четыре основных принципа, на которых базируется его учение:

самые лучшие преподаватели для малыша – его родители;

обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

не надо проверять своего ребенка;

любознательность поддерживается быстротой и новизной.

С. Лупан, вдохновленная его идеями подчёркивала, что «ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь».

Очевидно, что западные педагоги-реформаторы пытаются отойти от зарегламентированного процесса обучения грамоте, сделать переход от игры к учёбе менее болезненным для малыша, сохранить максимально игровые элементы в начальной школе. А это значит, что изначально возникает проблема, которая не имеет простого решения. «Каждый СЛЫШИТ, как он дышит. Как он дышит, так и ПИШЕТ, не стараясь угодить...» (Булат Окуджава).

PS: Текст поздравления должен был выглядеть так:
«Lieber Vater, alles Gute zum Vatertag, ich habe dich lieb».
Дорогой отец, всего хорошего в День Отца, я люблю тебя.

Поделиться:
Реклама
Комментарии (12)
  • 29 декабря 2016 - 12:39
    Иван Пенев, директор начальной школы, г. Пловдив Болгария
    Мой товарищ из России попросил меня комментировать эту статью. Я никогда не слышал про этот метод. Только-что разговаривал с доцентом Румяна Танкова из Пловдивского университета имени "Паисия Хилендарского". Она является деканом педфакультета, автор учебника "Букварь" для обучения учеников начальных классов. Знает, конечно, метод Юргена Райхена и Зоммер-Штумпенхоста, но КАТЕГОРИЧНО отрицает, что этот метод использовался когда-нибудь в Болгарии. Я сказал ей, что метод может быть использовался в Софии, но она опять КАТЕГОРИЧЕСКИ сказала, что поддерживает связь с коллегами и что этот метод НИКОГДА не применялся!!!!
  • 29 декабря 2016 - 13:01
    Митохондриальный тролль
    Как слышицца, так и пишецца!
  • 29 декабря 2016 - 15:01
    прогноз
    Дети рождаются с универсальной языковой программой, с помощью которой они играючи без знания языковых, грамматических правил овладевают разговорным языком той языковой среды где они родились, не зависимо от национальной принадлежности. В детях природа, эволюция или бог предусмотрительно заложила в их мозг такую программу. До каких-то лет они могут освоить много языков, в дальнейшем если не будет использоваться, полученные навыки исчезнут.
  • 29 декабря 2016 - 15:19
    завтра твоя профессия исчезнет
    А зачем людям вообще учиться говорить, писать, овладевать иностранными языками, когда машина лучше напишет и переведет. Спрос на переводчиков и учителей иностранных языков падает, такая тенденция в мире.
  • 29 декабря 2016 - 20:13
    Для Прогноз
    Конечно, люди научаются ГОВОРИТЬ и ПОНИМАТЬ на языках среды, в которой они живут. Так наши предки, не имея никаких учителей с успехом общались между собой. Но в статье речь идёт о грамотности, т.е. об умении читать и грамотно писать. До революции 1917 г. в России умевших писать и читать было не так уж много, хотя все говорили на одном или даже на нескольких языках: большинство людей было неграмотными. Умение читать и писать было очень ценным и важным качеством, такие грамотные люди (даже подростки) пользовались большим уважением. И до сих пор в нашем языке слово "грамотный" обозначает не только умение читать и писать, но хорошего, подготовленного специалиста. Природой не заложено в нас какое-то природное умение быстро научиться читать и писать. И особенно - хорошо владеть письменной речью, как журналисты, писатели, поэты. Поэтому педагоги и придумывают разные методы обучения чтению и письму. И хоть их уже придумано немало, всё равно обучение этим навыкам непросто. Это до сих пор остаётся преподавательской задачей и проблемой.
  • 29 декабря 2016 - 22:12
    Вопрос Оксане
    Оксана, чем вызвана эта специальная статья? До этого вы делились с нами описаниями ваших путешествий, а тут вдруг статья на сугубо специальную тему - обучение детей чтению?
  • 29 декабря 2016 - 22:58
    123
    Вообще-все люди разные. В том числе и нет одинаковых детей. Кому что дано. Талант не купишь и не привьешь.Если не умеешь грамотно писать,возможно ты талантливый художник, или фотограф☺. Если не получается,возможно из-за того, что просто не усидчив, то в перспективе ты молодой и сильный спортсмен, например, будущий Роналдо☺. Ну а так то, даже учителя, которые учат наших детей,не всегда грамотные. То ли грамм от слова грамматика,то ли грамота от грамотный.
  • 30 декабря 2016 - 02:38
    Оксана Красильникова
    Да, путевые заметки - это приоритетное направление блога и в будущем я намерена продолжать делиться своими впечатлениями. Однако меня волнуют и другие темы. Например, последние две статьи были написаны ещё пару лет назад, но сохранили актуальность, поэтому я решила познакомить с ними аудиторию "ЧИ". Кроме того, в моём архиве хранятся несколько статей, посвященных проблемам психологической адаптации мигрантов, которые возможно заинтересуют читателей. Пользуясь случаем, хочу поздравить челнинцев с наступающим Новым Годом и пожелать всем здоровья, процветания и побольше хороших новостей!
  • 30 декабря 2016 - 12:35
    Владимир Кобрин
    Интересная статья, Оксана! Неординарные методы обучения на мой взгляд очень полезны, они помогают воспитывать креативно мыслящих людей, ведь такие люди - основная движущая сила прогресса! В процессе обучения не лишне экспериментировать, искать новые методики и подходы, а преподавателей-новаторов всегда стоит поощрять! С Наступающим Новым Годом!!!!!!!!!!!!!!
  • 2 января 2017 - 15:52
    Оксана Красильникова
    Метод применялся, например, в Сливене. Вот разработка урока: С Е Д М И Ч Н А Д Е Т С К А Г Р А Д И Н А “ К А Л И Н А ” - С Л И В Е Н КВ. ” КОМЛУКА ” ; УЛ. ” АСЕНОВСКА ” № 72 ТЕЛ: 044 / 62 – 28 – 57 Целодневна подготвителна група – 6 годишни Учители: Р. Узунова /учител/ А. Стайкова /старши учител/ Директор: Татяна Терзиева Образователно направление: Български език и литература Тема: „ Играя със звукове и букви ” Цел: Подготовка на децата за начално четене и писане, без да се осъществява същински процес на ограмотяване. Очаквани резултати: Детето може да: - различава гласни и съгласни / звучни и беззвучни / звукове и свързва звука с буквата ; - разпознава букви и „чете” отворени срички; - съставя думи чрез сричков синтез; - извършва игрови действия по уточнени правила за отбелязване на съответствия звук – буква. Ключови идеи и представи: звук, буква, сричка, дума Форма: Задължителна нерегламентирана ситуация Методи: - фронтален, групов, индивидуален; - разговор, игрови упражнения, интониране, моделиране. Предварителна подготовка: Оперативен материал: - „ Кубчетата на Зайцев ” / Русия / - комплект „ озвучени ” кубчета с букви на гласни, звучни и беззвучни съгласни звукове; - кубчета с отворени срички ; - „ Сричков пъзел ” / комплект карти / - писане чрез редене на срички / Юрген Райхен –Германия ; Швеция /; - „ Забавни звукове” / комплект „ активни карти ” - Сю Лойд – Великобритания / .
  • 3 января 2017 - 04:11
    ДДТ LOL
    Что такое сричка, это ржака?
  • 3 января 2017 - 11:35
    мнение
    Может, этот метод применялся в Сливене, может, даже в Москве (а не только в Белгороде), но судя по всему, он никогда в Болгарии не применялся "организованно и масштабно". Отдельные случаи его применения - это совсем иное дело, нежели "масштабность". Я бы даже сказал, что на педфакультетах повсеместно даже обязаны были его тестировать в научных целях, чтобы проверить. Вот и в Сливене, судя по плану урока, думаю, было нечто подобное, когда на уроке были продемонстрированы сразу 3 метода (или элементы из 3-х методов), наверное, это был какой-то показательный урок при педфакультете. Кстати, переводчик переводит "срички" как "слоги". А что такое "ржака"? Сайт slovari не даёт ни одного значения этого слова ни в одном из русских словарей.
Статьи
Реклама
  • 14 июля 2018 - 08:14
    На каких местах в Органном зале можно услышать идеальную музыку
    Анастасия Локтева работает в Органном зале ассистентом органиста. Она – его правая рука.
    2
  • 13 июля 2018 - 08:40
    Цены на квартиры в Челнах вырастут на 15-20 процентов
    В Госдуме приняли поправки в закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», который регулирует деятельность застройщиков. По словам чиновников, нововведение защитит потребителей от недобросовестных компаний-однодневок и предоставит гарантии при покупке квартиры. Как такие меры безопасности отразятся на стоимости квартир, выяснили «Челнинские известия».
    13
  • 13 июля 2018 - 08:23
    В какие учреждения не попасть челнинскому инвалиду-колясочнику
    При строительстве и капитальном ремонте челнинских объектов далеко не всегда учитываются интересы мам с колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья. «Челнинские известия» провели рейд по городу, чтобы выяснить, насколько общественные места и жилые объекты соответствуют стандартам федеральной программы «Доступная среда».
    23
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Реклама
Конкурсы
Актуальное видео
  • 11 июля 2018 - 10:16
    Иван Купала 18
Реклама
Фотогалерея
  • "Сабантуй - 2018"
  • "Бессмертный полк" 2018
  • День Победы 2018
  • Первомай
  • Субботник - 2018
  • Панихида по погибшим в Кемерово
  • "Выборы президента РФ - 2018"
  • Чемпионат по поеданию шаурмы
  • Кубок Салавата - 2018
  • Лыжня Татарстана - 2018
Новости партнеров
Блоги
Опрос
  • 13 июля 2018 - 13:27
    Чего из перечисленного вы боитесь больше всего?