Бизнес
Рашид ШАМСУДИНОВ: «Нам важно, что останется после нас»

Челнинский трамвай наряду с КАМАЗом, широкими проспектами, скульптурами Ильдара Ханова и «тюбетейкой» можно считать одной из визитных карточек города. Трамвай у нас любят и ценят, он не канул в Лету, как во многих других городах России. Более того, предприятие «Электротранспорт» в Челнах не только выжило, но и стоит на пороге кардинальных перемен. Накануне 40-летнего юбилея предприятия мы встретились с его генеральным директором Рашидом Шамсудиновым, который рассказал о перспективах развития ООО «Электротранспорт».
– Рашид Бадгиевич, чем вы можете объяснить такую любовь челнинцев к трамваю? Что за феномен такой?
– Думаю, что, в первую очередь, это связано с надежностью нашего предприятия. Вот уже 40 лет мы работаем как часы: ответственно, пунктуально, по расписанию. Идя в ногу со временем, сегодня мы предоставляем челнинцам возможность посмотреть расписание даже в режиме онлайн.
Кроме того, нас отличает культура обслуживания, мы всегда работаем на клиента. Если в вагоне есть даже один пассажир, он должен ехать. Уважительное отношение к пассажирам выражается даже во внешнем облике трамваев: старые вагоны выглядят как новенькие, всегда чистые, покрашенные. Путейцы, слесари, контактники – все работают на то, чтобы колесо крутилось. И не просто крутилось, а чтобы ехать на трамвае было комфортно и, что немаловажно, безопасно.
Наш труд не остался незамеченным в отрасли. Это подтверждают победы челнинских водителей трамваев на республиканских и российских конкурсах профмастерства. Мы лауреаты двух номинаций в престижном конкурсе «Золотая колесница».
– Совсем недавно мэр города Василь Шайхразиев объявил, что в Челнах будет сделана ставка на перевозки трамваями, а не автобусами. Как вы считаете, почему было принято такое решение?
– Весь цивилизованный мир идет по пути развития трамвайного движения. Это экологически чистый и безопасный транспорт. Для примера могу сказать, что в Париже и Москве развивается трамвай. А что касается нашего города, то треть пассажирских перевозок в Челнах осуществляет ООО «Электротранспорт». Вообще, трудно представить сегодня наш город без трамвая. Для того чтобы в городе не было пробок, чтобы была нормальная экологическая обстановка, конечно, нужно развивать такой вид транспорта, как трамвай. Администрация города это отлично понимает.
– Сейчас идет процесс передачи вашего предприятия из ОАО «КАМАЗ» в городскую юрисдикцию. Что даст такой переход?
– КАМАЗ много сделал для нашего предприятия. Во время экономического кризиса, когда даже крупные города, например, Воронеж, Ростов, потеряли свой трамвай, мы работали благодаря КАМАЗу: он выделял если не денежные средства, то двигатели, грузовики, которые менялись на запчасти. Именно благодаря Камазу в ООО «Электротранспорт» удалось сохранить прекрасный трудоспособный коллектив. Мы всегда организованы, дисциплинированы. Причастность к такой корпорации, как КАМАЗ, формирует особый тонус, особую ответственность.
А переход предприятия – это жизненная необходимость. Сегодня у КАМАЗа нет возможности развивать нас, он сам занимается инвестиционными проектами. А если не развивать, не вкладывать средства, то наступит период, когда резервы будут истощены. Поэтому было принято разумное решение – передать предприятие городу. А раз трамвай станет муниципальным транспортом, будет легче попасть во все госпрограммы, получить бюджетное финансирование.
Но мы не рассчитываем, что нас будут кормить с ложки. Мы и сами предлагаем варианты решения наших финансовых проблем. Предприятие уже попало в госпрограмму замены подвижного состава. Закупаем 10 вагонов. Но вопрос об увеличении парка пока не стоит. Более перспективным решением снижения издержек является развитие сети трамвайных линий в жилой части города. Наиболее приоритетным направлением в этом деле является соединение старой и новой частей города по Набережночелнинскому проспекту (12 километров пути). Также можно рассматривать строительство трамвайной линии по проспектам Московский (58, 59 комплексы), по улицам Королева, Раскольникова и Беляева. Все это позволило бы увеличить пассажиропоток и, соответственно, доходы предприятия.
– Расскажите, как изменится транспортная структура города после планируемого строительства ветки от остановки «16 комплекс» до остановки «Пединститут»?
– Мы процентов на 40 разгрузим автодорогу в районе 62 и 32 комплексов. Кроме того, появится возможность установить систему, которая будет управлять светофором. Когда трамвай будет подходить к светофору, будет включаться зеленый свет для проезда трамвая. Такая практика существует в Санкт-Петербурге. На 15 минут сократим время в пути от Сидоровки до кольца на проспекте Сююмбике. Многие люди пересядут на трамвай.
– А что будет со стоимостью билетов на трамвай?
– Хотелось бы возить челнинцев бесплатно. Но заказчик не может позволить себе такую роскошь. Бюджет не потянет, ведь содержание ООО «Электротранспорт» обходится в 400 миллионов рублей в год, в эту сумму входят содержание персонала, ремонт. Расчетная себестоимость одной поездки около 21,52 рубля, то есть выше существующего тарифа.
Тем не менее, мы предлагаем более экономичные варианты для пассажиров – проезд по проездным билетам обходится дешевле, внедряем систему электронного кошелька. Там тоже есть определенные выгоды для наших граждан. Я не скажу, что особые доходы получили от обслуживания льготников по электронной социальной карте. Но пропала нервотрепка. Конечно, усложнилась работа кондукторов. Но мнение и удобство пассажиров для нас первостепенны.
– В связи с новым этапом развития предприятия какова будет кадровая политика?
– Хочется, чтобы в коллективе было больше молодежи. Хотя считаю, что на успешном предприятии должно быть разумное сочетание молодого задора и зрелого опыта. Не могу представить, например, заместителя по персоналу или главного инженера в возрасте до 30 лет. Здесь нужен более опытный зрелый человек. А вот заместитель директора по эксплуатации может быть молодым, потому что здесь важны энергичность, новаторство и желание быть значимыми. Если мы будем и дальше развиваться, внедрять новое программное обеспечение, на самом современном уровне работать по обслуживанию подвижного состава, это привлечет молодежь.
Наш коллектив с оптимизмом смотрит в будущее, так как мы имеем не только планы развития, потенциал, но и любовь наших горожан.
– Рашид Бадгиевич, что вы пожелаете сотрудникам «Электротранспорта» накануне юбилея?
– В первую очередь, хотел бы сказать слова благодарности нашим ветеранам, тем руководителям, которые стояли у истоков предприятия ООО «Электротранспорт», принимали активное участие в становлении и развитии трамвайного движения в Челнах. Для меня примером послужил Фарид Зинатуллович Бакиев, который привил коллективу понимание значимости и ответственности нашей работы.
Большое спасибо коллективу, который справляется со всеми поставленными задачами на достаточно высоком уровне. Это подтверждают и награды, которых удостоено наше предприятие, и победы в российских конкурсах профессионального мастерства. ООО «Электротранспорт» знают в России. К нам приезжают за опытом.
Хотелось бы пожелать, чтобы трамвайное движение в Набережных Челнах развивалось и дальше, чтобы любовь горожан к трамваю не иссякла. Тогда у нас все получится. С праздником всех нас!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)