18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Бизнес

Челнам нужны десятки лет, чтобы перестать быть моногородом

Челнам нужны десятки лет, чтобы перестать быть моногородом

Что будет с экономикой Набережных Челнов, если у нас отнимут статус моногорода? На этот вопрос "Челнинским известиям" ответили ученый и представитель городских властей.

 

В Госдуме РФ планируют рассмотреть вопрос о снижении количества населенных пунктов со статусом моногорода с 321 до 170. По данным Минэкономразвития это может произойти в 2020 году. 

 

Председатель Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Землянский предполагает, что из списка вычеркнут населенные пункты с количеством жителей менее трех тысяч человек, а также города, в которых градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. В качестве примеров эксперт назвал Набережные Челны и город Полевской в Свердловской области. 

 

Но перестал ли КАМАЗ играть градообразующую роль?

 

В начале этого года экономические показатели Набережных Челнов находились на низком уровне в сравнении с прошлым годом. Тогда начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Гузель Гилязова, сообщала, что все будет зависеть от градообразующего предприятия КАМАЗ. Прошел почти год, ситуация, к сожалению, пока не изменилась: индекс промышленного производства в Набережных Челнах с января по август 2019 года составил 89,3 процента. 

 

«Челнинские известия» связались с заместителем руководителя исполкома Набережных Челнов Эльдаром Тимергалиевым и попросили прокомментировать эти цифры. 

 

 Он подчеркнул, что пока экономика города находится только на пороге диверсификации и  по-прежнему зависима от автогиганта. За четыре года невозможно повернуть экономику большого города на 180 градусов и полностью избавиться от наследия моногорода. 

 

«На градообразующем предприятии КАМАЗ трудится более 35 тысяч человек. Он оказывает значительное влияние на атмосферу в городе, его экономику. Любые изменения в негативную сторону на КАМАЗе сказываются на жизни всех граждан, - говорит Эльдар Тимергалиев. - По документам Челны могут потерять статус моногорода, а по факту такие процессы занимают десятки лет. Например, в Рурской области Германии выравнивание экономики от  горнодобывающего региона до диверсификации экономики заняло около 30 лет. У нас процесс действует около четырех лет, и говорить, что  мы достигли полной диверсификации, нельзя. Да, есть положительные тенденции, но работы  в этом направлении еще очень много. Действительно, на данный момент в Челнах высокая занятость, низкая безработица. Нужно смотреть не только как ситуация складывается сегодня, но и заглядывать вперед, мыслить стратегически. В любой момент все может измениться, необходимо подготовить фундамент , то есть привлечь в Челны бизнес, не связанный с ПАО «КАМАЗ»». 

 

Чиновник отметил, что формирование доходов городского бюджета, которые зависят от налоговых платежей бизнеса, не достаточно справедливы.

 

«Большая часть налогов уходит в федеральный и региональный бюджеты, городу остается  немного. Кроме того, стоит смотреть на такие показатели как объем отгруженной продукции  предприятий ТОСЭР. Пока она составляет 7,3 процента от всей отгруженной продукции, изготовленной в Набережных Челнах. Эта цифра ежегодно растет, но пока она явно не так велика, чтобы говорить о том, что мы перестали быть моногородом», - считает Эльдар Тимергалиев.  

Доцент, заведующий кафедрой финансового менеджмента КИУ (ИУЭП) Иван Стяжкин напомнил, что в отношении компаний, которые пришли работать на Территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), государство давало гарантии по субсидированию.  Обманывать татарстанский, российский и международный бизнес власти не станут.

 

«Маловероятно, что у Челнов отнимут статус моногорода. Под это создавалась площадка ТОСЭР. Есть резиденты, которые планировали работать как минимум 10 лет в льготном налоговом режиме. Раз государство взяло обязательства, оно будет их выполнять. Другое дело, субсидирование, которое город имеет сверх обязательств по ТОСЭР, могут снизить», - считает ученый. 

 

При этом Иван Стяжкин полагает, что в правительстве может быть принято решение об изменении финансирования города, и появления иных форм дотаций из бюджета России. 

 

«Возможно для поддержки городов, которым статус моногорода отменят, закладываются какие-то деньги. Не исключаю, что власти считают, что в Набережных Челнах экономическая обстановка стабилизировалась, появились отрасли и предприятия, которые начали вносить сопоставимый с КАМАЗом вклад в экономику города», - сказал доцент. 

 

Напомним, что благодаря Фонду моногородов,  резидентам ТОСЭР в экономику Набережных Челнов было привлечено свыше 3,5 миллиардов рублей. На эти дотации проводилось строительство реконструкция объектов инфраструктуры, компании получали займы для реализации инвестиционных проектов  и иных целей. Если Челны потеряют статус моногорода, под вопросом окажется развитие не только нашего города, но и всего Закамского региона в целом.   

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (0)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • На что у вас аллергия?