Город и горожане
Часто ли челнинцы через суд добиваются повышения пенсии
Пока человек молод, мысли о пенсии как таковой, ну а тем более о правильном ее назначении, его совершенно не волнуют. А зря. Как показывает опыт Набережночелнинского городского суда, у горожан при ее назначении появляется немало проблем. О различных ситуациях, возникающих у челнинцев при выходе на пенсию, и о том, могут ли они доказать свою правоту и добиться того, чтобы отработанные годы засчитали в стаж, мы поговорили с судьей Набережночелнинского Городского суда Гульфией Вафиной.
– Гульфия Василовна, с какими исками, касающимися пенсионного законодательства, к вам чаще всего обращаются челнинцы? И кто чаще других обивает пороги вашей инстанции?
– Чаще всего это педагоги и врачи. Также обращаются люди, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – монтажники железобетонных конструкций, чистильщики печей, обрубщики, плавильщики. Значительную часть рассматриваемых пенсионных дел в городском суде занимают споры о досрочном назначении пенсии представителям этих профессий.
Чаще всего камнем преткновения для назначения льготной, то есть досрочной пенсии, становятся ошибки, связанные с наименованием должности. В советские времена кадровики порой легкомысленно относились к написанию в трудовых книжках верного наименования должности человека, а сейчас из-за этого возникает масса споров.
Свои нюансы были и в 90-е годы. Тогда много предприятий реорганизовывалось, ликвидировалось, поэтому сейчас приходится обращаться в налоговые органы искать уставы, учредительные договоры и косвенные доказательства, из которых можно было бы сделать вывод о видах деятельности предприятия, в частности, занималось ли оно строительством и т.д.
У учителей и медиков возникают проблемы, связанные с наименованием должностей и учреждений. Приведу в пример случай из своей практики. В суд обратилась женщина, не согласная с отказом в назначении пенсии. Она одно время работала воспитателем детского сада, затем перешла в учреждение дополнительного образования, где тоже работала воспитателем. Наступило время, когда она предположила, что выработала 25 необходимых лет для того, чтобы ей назначили досрочную трудовую пенсию, но тут и начались нестыковки. По закону работа в учреждении дополнительного образования может засчитываться в стаж только в случае соблюдения двух условий: на 1 января 2001 года у человека имеется стаж длительностью 16 лет и 8 месяцев, и в наличии есть период работы с 1 января 1999 года по 31 декабря 2000 года в соответствующей должности в учреждении дополнительного образования. Если одно из условий не соблюдается, период работы в УДО в стаж не засчитывается вообще. Это сейчас самый больной вопрос у педагогов, в особенности у педагогов дополнительного образования, тренеров детско-юношеских школ, работников музыкальных школ. Они практически все лишены возможности досрочно выйти на пенсию, потому что у многих людей поколения, родившихся в 65-70-годах и старше, на 1 января 2001 года нет педстажа в 16 лет 8 месяцев.
– А что касается медиков?
– Здесь тоже есть свои нюансы, которые приводят к нам врачей. Чтобы иметь необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, медработники должны отработать положенное время именно в УЧРЕЖДЕНИЯХ. А не в ООО или ОАО. При этом форма учреждения правового значения не имеет. Но тем не менее в законодательстве есть момент, когда работу в различных медпунктах и поликлинических отделениях, являющихся СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ организаций, в том числе ООО или ОАО, можно включить в стаж.
– Какие еще случаи с исками по пенсионным делам типичны для челнинцев?
– Актуальна и «обратная сторона медали», когда с исками обращаются не челнинцы, а сам Пенсионный фонд в отношении горожан. Бывают случаи, когда челнинцы незаслуженно получают повышенную пенсию. Например, во время оформления пенсии учитывают наличие в семье иждивенцев. От этого базовый размер пенсии увеличивается. Но наступает время, когда иждивенцы перестают быть таковыми. А сообщить об этом в Пенсионный фонд горожане забывают. В этих случаях правда на стороне Пенсионного фонда.
– Гульфия Василовна, каковы типичные ошибки людей при оформлении пенсии?
– Это те случаи, когда челнинцы пишут заявления о назначении пенсии и исключают в них какой-то период для засчитывания в трудовой страховой стаж из-за того, что нет соответствующих документов, его подтверждающих, или есть ошибка – например, не указан номер приказа на основании приема и увольнения. Потом документы находятся, и, опомнившись, люди приходят к нам с просьбой произвести перерасчет с момента назначения пенсии. Мы частично иск удовлетворяем. Если есть доказательства – включаем этот период в страховой стаж. Но перерасчет делается с момента, когда он вновь написал завление и предоставил новый подтверждающий документ. Назначение, перерасчет пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой происходит на основании заявления.
Часто ли удовлетворяет суд иски по пенсионным делам
(Данные за 2012 год по искам, рассмотренным в Набережночелнинском суде).
Отказывать в удовлетворении иска приходится в том случае, если сведения о человеке работодателем подаются без кода особых условий труда, или работодатель не подтверждает эти особые условия труда или полную занятость работника по своей профессии. Отказывают и тогда, когда работодатели вообще не подают сведений о своих работниках в отделение ПФ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)