Город и горожане
Сколько «Окушек» ездит по Челнам, и возродят ли «народный автомобиль»
Семь лет прошло с тех пор, как в России перестали выпускать автомобили «Ока». Раньше эта машина была очень популярна среди небогатых россиян, сегодня такого дешевого автомобиля в производстве уже нет. Автолюбителей, которые до сих пор водят эту машину, в России осталось немного, но некоторые до сих пор мечтают о том, чтобы ее снова начали выпускать. Среди них и Вячеслав Бородулин, который принимал участие в создании «Оки».
«Благодаря «Оке» зарплата выросла в несколько раз»
Вячеслав Бородулин вместе с бригадой слесарей-инструментальщиков из 12 человек в 1987 году изготовил для будущей «Оки» первую штамповую оснастку на 70% кузовных изделий.
– Я изучил много литературы, решил, что для «Оки» необходимо создать пластобетонные штампы. В то время на КАМАЗ пришел новый гендиректор – Николай Бех. Все самые тяжелые детали «Оки» – капот в сборе, заднюю дверь в сборе, панели пола, усилители, весь внутренний каркас – он возложил на нас, – вспоминает Вячеслав Васильевич.
Так, на Прессово-рамном заводе КАМАЗа за шесть месяцев были произведены пластобетонные штампы на 42 детали кузова. Изготавливались они с июня до декабря 1987 года.
Благодаря этой работе, рассказывает Вячеслав Васильевич, его заработок очень вырос. В среднем заводчане тогда зарабатывали примерно 170 рублей, в то время как работники бригады Бородулина стали получать по три тысячи рублей в месяц. Правда, трудиться приходилось круглыми сутками без выходных.
По Челнам ездит 6261 автомобиль «Ока»
Аналогом «Оки» в наше время служит «Дэо Матиз», хотя народным его, конечно же, не назовешь. А вот «Оку» по-прежнему еще можно встретить на улицах многих городов. И, похоже, чаще, чем где-либо, в Набережных Челнах – на сегодняшний день в нашем городе, как сообщили нам в ГИБДД, зарегистрирован 6261 автомобиль «Ока». Верным ему остается и челнинка Инга Зудина. В 2013 году Инга вместе с мужем Виталием приобрели «Оку» для своей многодетной семьи. Всех четверых детей в этой маленькой машине, по словам Инги, возить одновременно, конечно, не получается, но у машины есть свои преимущества.
– Это самый дешевый автомобиль, который можно найти, мы приобрели его два года назад за 58 тысяч рублей. Так как мы с мужем еще не имели опыта вождения, то думали о том, что в случае каких-то повреждений нам будет его не жалко, – рассказывает Инга.
Как оказалось, опасения были не напрасны: осенью Инга попала в небольшую аварию. Резко притормозив перед кочкой, женщина не справилась с управлением, и автомобиль перевернулся на крышу. К счастью, она не пострадала, ей помогли поставить машину на колеса, и Инга сразу же поехала дальше. У «Оки» треснуло лобовое стекло, оторвались боковые зеркала, помялись верхний капот и кузов.
– Это было не единственное ДТП – после того случая я стукнула машину на повороте. Будь это какой-то другой автомобиль, ремонт обошелся бы мне тысяч в 40, но я заплатила всего лишь две тысячи. А недавно я зацепила машину во дворе, ее повреждения оказались сильными, а моей «Оке» – ничего. Как говорится, танки не боятся не только грязи, – улыбается Инга.
Поменять эту машину на какую-то другую, говорит Инга, ей, конечно, хочется, но никакой другой автомобиль не сравнится с маневренностью «Оки» и с тем, что ее очень дешево содержать. А недавно у многодетной семьи появился еще один автомобиль отечественного производства.
«Оку» можно было сделать с полным приводом и четырехдверной»
У Вячеслава Бородулина, как и у многих россиян, «Ока» была первым автомобилем. На ней хорошо было ездить на рыбалку или охоту, а когда она застревала, ее легко можно было подтолкнуть. В конце 1998 года, после дефолта, микроавтомобиль «Ока» оказался одним из наиболее дешёвых в мире средств передвижения, что резко повысило его популярность.
– Очень жалею, что «Оку» сняли с производства, и даже не потому, что я принимал участие в ее создании. Считаю, что через пять-семь лет производства ее просто необходимо было модернизировать. Были энтузиасты, готовые изменить «Оку» и сделать из нее прекрасный автомобиль. Но, к сожалению, вместо того чтобы решить все проблемы, от нее решили просто избавиться, – вздыхает Вячеслав Бородулин.
Вячеслав Васильевич уверен: если бы «Оку» продолжили выпускать, желающих приобрести ее по-прежнему было бы немало. Но при условии, что производители устранят некоторые ее проблемы.
– Абсолютно не согласен с теми, кто считал ее инвалидом российского автопрома. Люди хотят по цене «Запорожца» купить «Мерседес», но ведь есть понятие соответствия цены и качества. По нынешним временам, эта микролитражка стоила бы примерно 170 тысяч рублей, – считает Вячеслав Васильевич. – Ее можно было сделать с полным приводом, четырехдверной, с обогревом, изменить дизайн, в общем, разобраться со всеми слабыми местами, тогда выпускать можно было бы ее и сейчас.
АвтоВАЗ планирует возродить «Оку» к 2020 году?
Выпуск «Оки» был прекращен в связи с нерентабельностью в 2008 году. До конца года были распроданы остатки товарных запасов автомобилей. Но в 2010 году СеАЗ собрал еще несколько автомобилей «Ока» в кузове пикап.
А в январе 2013 года АвтоВАЗ объявил о планах возрождения в радикально модернизированном виде микролитражной «Оки» к 2020 году. Но дальше эта тема пока не развивается.
Цифры: за двадцать лет было выпущено 700 000 «окушек»
Автомобиль «Ока» был разработан на Волжском автомобильном заводе, выпускался на ВАЗе, КАМАЗе и СеАЗе в 1988-2008 годах. Из них 330 000 машин – на челнинском Заводе микролитражных автомобилей, который является легковым подразделением КАМАЗа.
Хронограф
«Челнинские известия» вели летопись «Оки» с 1987 года
«Челнинским известиям» в этом году исполняется 85 лет, и нашу газету можно назвать настоящим летописцем истории города, в том числе и истории производства в Челнах легендарных микролитражек. Мы покопались в нашем архиве и сделали подборку самых любопытных публикаций об «Оке».
Декабрь, 1987 года
«Оку» называли «народной машиной»
Производство камского микролитражного автомобиля «Ока-1111» на КамАЗе, по данным на 27 декабря, вышло на финишную прямую. Здесь приступили к сборке пробных машин. Комплектующие детали шли сюда с ВАЗа и от других партнеров. До конца года камазовцы обязались собрать сто легковых автомобилей.
Покупатели автомобиля за его невысокую стоимость – 3200-3600 рублей – и экономное расходование бензина стали любовно называть «Оку» «народной машиной».
Апрель, 1994 год
«Ока» – приз кинофестиваля «Женский мир»
В киновидеоцентре «Автозаводец» состоялось открытие третьего кинофестиваля отечественного кино «Женский мир», который в течение нескольких лет неизменно проходил в апреле в нашем городе. Его гостями были известные артисты, режиссеры, сценаристы.
Было показано много художественных фильмов, и четыре автомобиля «Ока» вручили победителям фестиваля – Инне Чуриковой, Кларе Лучко, Татьяне Васильевой и Елене Яковлевой.
Май, 1994 год
Николаю Озерову изготовили «Оку» с ручным управлением
Знаменитый спортивный журналист Николай Озеров, начиная с 1987 года, дважды в год приезжал в Челны. Его называли «крестным отцом камазовского футбольного клуба». В 80-х годах его стало подводить здоровье, он болел диабетом. Покинув телевидение, Николай Николаевич работал председателем общества «Спартак». В начале 1990-х, когда ему ампутировали ногу, стал реже появляться на стадионах во время соревнований.
В 1992 году болельщики присвоили любимому комментатору неофициальный титул «Лучший спортивный комментатор». По этому поводу ему был подарен автомобиль «Ока» с ручным управлением.
Июнь, 2000 год
Алсу на день рождения подарили розовую «Оку»
Блеснувшая на «Евровидении-2000» юная певица Алсу, тогда ученица лондонской художественной школы, к своему 17-летию организовала турне по 15 городам страны. Бесплатный концерт 26 июня прошел и в ее родном городе Бугульма, где она отметила свой день рождения. Ее слушали 86 тысяч зрителей! Подарков было много, но особенным стал автомобиль «Ока» нежно-розового цвета, ведь имя Алсу в переводе с татарского означает «розовая вода». Его изготовили камазовцы по спецзаказу мэра города Наиля Магдеева, который на концерте вручил певице ключи от имени горожан в знак благодарности за второе место на «Евровидении».
Машину с номерным знаком «Алсу» заранее обернули в красивую ткань и обвязали бантом. Кстати, такой цвет на заводе микролитражных автомобилей не практиковался, и с конвейера тогда сошла одна партия – всего 500 машин.
Январь, 2001 год
Ветеранам – «Ока» цвета апельсина
В течение 2001 года с конвейера запланировали выпустить 36 тысяч автомобилей «Ока». В производстве были практически все цвета радуги. По индивидуальному заказу Кабинета министров РТ выпустили 2000 микролитражных автомобилей «Ока» цвета апельсина. В продажу эти автомашины не поступили – в преддверии праздника 9 мая в рамках благотворительной акции их передали ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не только Набережных Челнов и республики, но и других городов страны.
Юлия Зайнуллина, Ляля Гайфутдинова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)