Реклама
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Город и горожане

Какие тайны хранит Элеваторная гора в Набережных Челнах

Уникальными экспонатами пополнился Историко-краеведческий музей Набережных Челнов благодаря археолог...

Уникальными экспонатами пополнился Историко-краеведческий музей Набережных Челнов благодаря археологу-энтузиасту Альфие Багавиевой.

Монеты, обломки керамической посуды, обугленное пшено в горшке, медные наконечники стрел и другие предметы были найдены учениками преподавателя истории Альфии Ахметовны во время раскопок в поистине историческом месте нашего города – поселке Элеваторная Гора. 

«Для раскопок было подготовлено  13 шурфов, – рассказала «Челнинским известиям» Альфия Багавиева. – Самые ценные предметы  – свинцовая пломба, лощеная керамика и грузило –  найдены на обочине  старой мощеной дороги, которой уже более ста  лет.  Особое внимание  привлекла  свинцовая пломба, которая свидетельствует, что поселение на месте нынешних Челнов было не маленьким, а его жители  имели налаженные  внешнеторговые связи. Вероятнее всего, это был большой порт, работавший на Челны и Елабугу, куда привозили крупные партии товаров. Торговец мог оставить свой товар на несколько дней или до реализации, опломбировав склад.  А в  маленькое село крупную партию товара не повезут. Поэтому эта пломба – редчайшая находка».

Еще один уникальный экспонат – фрагмент  керамической посуды, которая датируется ХIII  – началом ХIV века.

«Определили это просто –  фрагмент покрыт поливой  бирюзового цвета, такую вещь могли изготовить только в Иране, – пояснила  Альфия Багавиева. – Значит, такая посуда стоила дорого, и не каждый мог себе  позволить ее купить в поселении, если бы оно было селищем. Конечно, хотелось бы найти «мусорную яму истории» -  так археологи называют обыкновенную помойку, именно она по прошествии столетий о многом бы поведала. Но такое нереально: во время раскопок мы ни разу не натолкнулись на неповрежденный культурный слой. Известно, что при строительстве элеватора - сто лет назад - просеивали буквально все в поисках хорошей гальки».

Кстати, А. Багавиева с учащимися школ № 18 и № 38 во время летних каникул в течение трех лет вела раскопки на Элеваторной горе и еще проводила археологические  разведки в Орловском селище. Найденный материал она использовала на уроках и, лишь выйдя на пенсию, представила его в музей города. 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (47)
  • 4 марта 2016 - 18:23
    А
    разве нет каких то официальных летописей поселения?
  • 4 марта 2016 - 19:35
    альфия багавиева
    ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ НЕТ! ПОЭТОМУ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ В ЭТОМ ВОПРОСЕ. КСТАТИ, И ВЕРСИЯ О ПОЯВЛЕНИИ ФЕДЬКИ ПОПОВА В 1626 ГОДУ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ КАМЫ- ВСЕГО ЛИШЬ ВЕРСИЯ! ТО ЕСТЬ ФАНТАЗИИ ИСТОРИКОВ. ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ О КАКОМ - ТО ПЕРЕСЕЛЕНИИ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ! А ВОТ В ФОТО ЧУЛПЫ(НАКОСНИЦЫ) ЯВЛЯЕТСЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ, А МАЛЕНЬКИЕ СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ- ПОДЪЕМНЫМ МАТЕРИАЛОМ МОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА И К ЭЛЕВАТОРНОЙ ГОРЕ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ. КТО-ТО ЧТО -ТО ПЕРЕПУТАЛ. ПРОСТИТЕ СОТРУДНИКОВ МУЗЕЯ.
  • 4 марта 2016 - 19:37
    альфия багавиева – набережные челны – сегодня в 19:35
    Не капси.Читать неприятно.
  • 4 марта 2016 - 21:33
    Да ну?
    Как это нет? О переселении Федьки всегда приводится цитата из записи...
  • 5 марта 2016 - 11:47
    Неравнодушная
    А почему бы не почитать работы В.В. Ермакова? Он, вроде бы, опирался на архивные документы...
  • 5 марта 2016 - 20:16
    очень интересно!
    Молодец Альфия Багавиева! Спасибо ей за творческий подход к работе! Благодаря таким бескорыстным творческим людям - настоящим энтузиастам воссоздается Истинная история! Ведь в летописях и других "документах" многое подделано по указанию российских царей, а потом советской власти, т.е. историю подгоняли под идеологию власти россии. Но людям нужна не идеологизированная история, а настоящая! Надо ей передать эти уникальные находки в Институт истории АН РТ, они там проведут экспертизу и будут изучать эти находки с профессиональной точки зрения!
  • 5 марта 2016 - 20:24
    хорошо, что есть такие творческие люди
    О переселении Федьки всегда приводится цитата из записи... -------------- Это всегда так бывает, к сожалению, - из одного не достоверного источника недобросовестные авторы перепечатывают в другие издания, и таким образом, неверная информация распространяется. Но так можно совсем увязнуть во лжи, и люди будут изучать не историю, а сказки. Хорошо, что есть такие добросовестные и творческие люди, как Альфия Багавиева, которые так бережно и тщательно относятся к истории.
  • 5 марта 2016 - 22:09
    А как нужно?
    Так всегда бывает? А как должно быть? Просто взять и сказать, что это неправильно, а вот это правильно? Тоже без всяких доказательств? т.е. отвергнуть одно (чему вроде бы нет доказательств) и попытаться утвердить другое (чему тоже нет доказательств)? Между прочим, В.Ермаков никогда не говорил, что это место не было заселено ранее - не конкретно место, где образовались Н.Челны, а это ареал. Вот что он пишет: "Первые русские переселенцы организовали починок Мыс Челны в 1626 году на ПОКИНУТОЙ ранее населением земле, которая пустовала и заросла лесом. Раньше здесь проживало полукочевое население, но покинуло эти земли, оно, вероятно, в период после покорения Казанского ханства. О первых русских переселенцах написано в книге т. Перетяковича "Поволжье в XVII веке".1) "В дворцовом селе Елабуге на реке Каме в 1626 году образовалась крестьянская община во главе с Федором Неферьевым Поповым. Община решилась, перейдя реку Каму, поселиться на Уфимской стороне, на землях, ДАВНО ПОКИНУТЫХ населением и лежащих впусте. Здесь они образовали починок на мысу при слиянии речек Челнинки и Мелекески и стали жить на пашне, пользуясь установленной в то время льготой освобождения от оброка. Крестьянам было отведено много земли: с верхней стороны по речке Шильна, а с нижней - по речке Биклянке, между этих речек от с устья до вершины". ("История Мензелинского уезда". А вот что в этой книге говорится о более раннем периоде: "Еще в X столетии в Верхне-Камской Булгарии возникло несколько крупных городов: Булгар, Биляр, Сувар, Тубулгу (в восточном Закамье, на реке Шешме) и др., население которых в основном было с ремеслами и торговлей, частично - земледелием. Ремесленники занимались обработкой кож, выделкой мехов, изготовлением посуды, кузнечным, слесарным, ювелирным делом. Достигли высокого уровня развити и кустарные промыслы. Булгары освоили добычу железа высокого качества, изготовление стали, им были известны литье, лужение и сварка металлов, чеканка, гравировка, инкрустации металлических изделий..... ... Однако наиболее древние торговые отношения и культурные связи булгары имели со славянами (русскими). Многие русские купцы приезжали в Булгарию со своими товарами, строили здесь свои дома и постоянно проживали с семьями. Кроме этого, славяне, видимо, входили в состав коренного населения Булгарии, т.к. сами булгары считали себя народом, рожденным от тюрков и славян, а их царь Алмаш именовал себя царем славян. Русские поселения открыты во многих местах Волжско-Камской Булгарии, возникновение которых возможно связано с происходившими время от времени войнами между русскими княжествами и Булгарией, оканчивавшимися полонением как булгар, так и русских. Археологические материалы, добытые на территории Булгарии, свидетельствуют о проникновении сюда славянской материальной культуры. Вблизи Набережных Челнов находится ряд памятников Волжско-Камских булгар: "Чертово Городище" у Елабуги - цитадель, построенная в XII-XIII веках, Котловское городище "Шишка", а селище в Орловке и Боровецком (золото-ордынского периода), являющиеся самыми восточными поселениями Волжско-Камской Булгарии (в "Чаллинском городище" впервые в восточном Закамье обнаружены металлические сошники, свидетельствующие как об уровне металлургии и металлообработки, так и о древнем возникновении здесь пашенного земледелия). Здесь, в районе рек Ик и Белая, сохранились остатки булгарской засечной черты, в рубежах которой они задержали татаро-монгол в их первых попытках захвата булгарских земель (1223-1232 гг.). В 1236 и, снова, в 1240 году татаро-монгольские полчища под предводительством внука Чингиз-хана - Батыя (Бату-хан) и бывшего полководцем у Чингиз-хана Субудай-Багадура разгромили Волжско-Камскую Булгарию."
  • 5 марта 2016 - 22:18
    Продолжение
    "Поэтому представляется более вероятным, что "Чаллинское городище" возникло, когда Великое Булгарское государство было еще самостоятельным государством, т.е. до 1236-1237 гг. А уничтожено оно прошедшими здесь в 1395 году армиями одного из последних "чингизидов" хана Тохтамыма и его победителя - "великого покорителя мира" Тамерлана или захватившими после них (в первой половине XV века) здешнее побережье Камы Казанскими ханами. Последнее более вероятно, так как неподалеку от Набережных Челнов, но за пределами ханских земель, на которых оказалось "Чаллинское городище", булгарские поселения (например, Верхние Байлары на реке Ик) сохранились и существуют поныне, а нашествие 1236 года и власть Золотой Орды распространялись на все эти земли, что исключает предположение об уничтожении "Чаллинского городища" татаро-монголами при первоначальном захвате ими этих территорий. В 1643 году на том месте, где первоначально поселилась община Федора Попова с товарищами, находилась уже целая группа селений с починком Мыс Чалны во главе. В это время починок Мыс Челны был селом, в нем проживало 118 крестьянских и бобыльских дворов, а в слободе Бережной 100 дворов, в Мироновке - 25 и в Орловке - 27 дворов."
  • 5 марта 2016 - 22:31
    Продолжение
    С 1626 г. до 1643 г. (когда был проведён учёт) прошло 17 лет - вполне достаточно, чтобы построить 100 домов, а также организовать ещё несколько деревень неподалёку... Если кто-то считает, что переселения 1626 г. крестьян из Елабуги на пустующие земли (которые, скорее всего, были заселены на столетия раньше, но потом покинуты) не было, пусть приведёт свои данные и источник этих данных. История Мензелинского уезда и вообще всего края изучена довольно хорошо и часто бывает так, что люди, недостаточно погрузившиеся в материал, в историю вопроса, узнают что-то (лично для них ранее неизвестное) и делают "открытия".
  • 6 марта 2016 - 01:22
    ?
    А кто такой Ермаков? Такого историка никто не знает. Ссылаться можно только на достоверные источники, на авторитетных историков. Ермаков многое исказил.
  • 6 марта 2016 - 03:32
    Да ну?
    Ермаков был кандидатом исторических наук, известным историком, исследователем... Он всё исказил? Всё - это сколько? На какой странице? Или на каких страницах? И что именно?
  • 6 марта 2016 - 11:36
    Альфия Ахметовна
    Правильно, можно почитать Ермакова В.В. Ещё можно почитать Дубровского А.Г. Тем более, они в своих трудах ссылаются друг на друга. Но, если Дубровскому А.Г.простительно не ссылаться на архивные документы, постольку он не является историком, то для Ермакова В.В. это не допустимо. В трудах Ермакова В.В. нет ссылки на архивные документы. Если бы этот историк указал название архива, номер отдела, номер документа, номер листа.. тогда и проблем бы и не было. Ермаков В.В. ссылается на работы Перетятковича Г.И., который в XIX веке занимался исследованием проблем колонизации края. И, точно так же не называя номера архивных документов, сделал предположение, что, вероятно, в 1626 году началась колонизация нашего края. Перетяткович Г.И так же не мог сослаться на архивы. Потому что, переписные книги уфимского чиновника Семёна Карева, которые он составил в 1644 году, не сохранились. Хотя есть упоминания об этой переписи в разных источниках. Кстати, в 1644 году Федька Нифонтьевич Попов сын в это время проживал в Уфе. У меня складывается впечатление, что этот предприимчивый Федька Попов сын, никогда не был крестьянином, а во время переписи пользуясь знакомством с уфимским чиновником просто пытался закрепить за собой земли на левом берегу Камы.
  • 6 марта 2016 - 12:01
    Альфия Ахметовна
    И! На счёт, находок школьной археологической экспедиции. В 1998- 1999 году археологами Института истории АН РТ эти находки были изучены и датированы. То, есть на сегодняшний день они являются достоверными источниками истории Челнов, и с 1999 года хранятся в Историко- краеведческом музее города Набережные Челны. Кроме того, что они датируют город ХI-XXII вв,они ещё раз подтверждают предположение Дубровского А.Г. что "чаллинцы в XIII веке были земледельцами" и вероятно, таковыми оставались до 1583 года. То есть, никуда они не переселялись. Дубровский А.Г. в своей работе "Биография земли челнинской уходит вглубь веков" пишет, что чаллинцы в 1583 году отказались примкнуть к восставшим сеид - эмира Шейха-Гали сказав, " у нас есть дело поважнее войны- уборка хлеба." Вот! Как-то так выходит.,что 1626 год может быть началом колонизации края. в таком случае, стоит ли это отмечать это событие в городе как всенародный праздник? А может быть и не было никакого переселения Федьки Нифонтьевича( Никонтьевича) сына Попова - "нового елабужанина", но жителя города Уфы!
  • 6 марта 2016 - 16:20
    все правильно!
    "... выходит.,что 1626 год может быть началом колонизации края. в таком случае, стоит ли это отмечать это событие в городе как всенародный праздник? А может быть и не было никакого переселения Федьки Нифонтьевича( Никонтьевича) сына Попова - "нового елабужанина", но жителя города Уфы!" ______________________ Конечно, не стоит отмечать это печальное и трагическое событие как всенародный праздник! Какой же это праздник? Можно это отметить только как день памяти и скорби, и все. А добросовестным, профессиональны, честным историкам надо продолжать изучать историю, делать и дальше раскопки, чтобы люди имели реальную картину о своем родном крае, а не идеологизированные мифы.
  • 6 марта 2016 - 16:24
    опечатка
    Кроме того, что они датируют город ХI-XXII вв =============== Видимо, допущена опечатка - должно быть не ХХII, а XII вв.
  • 6 марта 2016 - 17:01
    Альфия Ахметовна
    Cпасибо! Конечно опечатка! То- есть материал XI- XII веков.
  • 6 марта 2016 - 17:39
    Финно-угр
    А чего это для Вас переселение Федора Попова - начало колинизации? А переселение в НАШИ края булгар - это была не колонизация? А татаро-монголам чего в Центральной Азии не сиделось, чего они на Волгу рванули? Так что не будем про то, кто здесь коренной, а кто пришлый
  • 6 марта 2016 - 18:04
    Ну да?
    А может быть и не было никакого переселения Федьки Нифонтьевича( Никонтьевича) сына Попова - "нового елабужанина", но жителя города Уфы! ---------------------------------------------------------- Я хорошо знаю, что означает словосочетание "может быть". Это неуверенное предположение чего-то. Уверенное предполагает указание на источник, номера архивных дел, том, страницу и т.п. Поэтому когда говорят "может быть не было", то спокойно можно отвечать "а может быть и было". Или наоборот. И Ермаков, и Дубровский говорили о населенности края с 10-11 вв. А 1626 г. является указанием на конкретное место - Мыс Чаллы. Если же считать, что эта дата недостоверна для этого места, предложите другую - но с точным источником. Если не можете предложить, то зачем вест сыр бор? Чем эта дата (которую называете недостоверной) отличается от любой другой недостоверной? Причём, даже и её не называете. Опять же о Федьке - укажите точную страницу в архиве, где указывается, что он жил в Уфе. И укажите другой источник, где говорится, что он не был крестьянином. "У меня складывается впечатление" - не доказательство. У меня вот складывается впечатление, что он был крестьянином и жил в Елабуге (в указанные годы) - хотя до этого может быть (!) и в Уфе, и в Казани, и бог весть знает где ещё! И чем моё "впечатление" хуже вашего "впечатления"? Всё это лишь предположения и трактовки. А вот, кстати, и пример ссылок из книги Ермакова: 1) Мат. по истории БАССР, т.1, №51, стр. 175. 2) Очерки по истории БАССР. Часть 1, стр. 119. 3) Перетякович, стр. 289. 4) Материал по истории БАССР, т.№ 113. 5) Материал по истории БАССР, т.№№ 82, 90. 6) Очерк истории БАССР, стр. 166, т.1, кн.1. (из главы "Башкирское восстание в Поволжье". В этой главе, кстати, он пишет, что местные жители не хотели принимать участие в восстаниях (а затем это повторяет Дубровский): "Деревни переселенцев татар и даже основных жителей башкир, которые не хотели принимать участия в восстаниях, беспощадно уничтожались восставшими....". Вот другие цитаты из книги Ермакова: "Восстание 1662-1664 гг. охватило Уфимский и Казанский уезды. Все Прикамские поселения были разорены, часть спасалась только в лесах. Уфимский воевода А.Н. Волконский письмом от 24 ноября 1662 года призывал башкир Икских волостей принести повинную, упрекая их в том, что в 1662 году "от Вас башкирцев, учинилось измена, воровство, Уфимский и Казанский уезды воевали, церкви божии обругали и пожгли села, деревни, хлеб и сено, людей побили и в полон увели."1) "Восстание 1681-1683 гг. началось в районе Закамской черты. В 1682 году башкиры напали на Мензелинск, Заинск, Ново-Шешминск и другие населенные пункты. Сильно пострадало село Челны на Каме, даже в конце XVII века в Челнах оставалось 35 пустых крестьянских дворовых мест, владельцев которых в 1682 году изменники башкиры порубили и в полон увели вместе с женами и детьми, а их дворы пожгли".2) И хоть это не ссылки на номера архивных дел, но ссылки на работы историков, которые ссылаются на архивные источники, это обычная практика (которой некоторые нынешние "историки" пренебрегают, выдавая работы других за свои). Что касается предложения об отмене празднования, то оно вообще вызывает недоумение: отменять (а точнее - изменять дату празднования) можно лишь тогда, тогда появляется другая - абсолютно достоверная!
  • 6 марта 2016 - 18:08
    Ну да?
    Слово "колонизация" в данном контексте означает - освоение. Никакой розни тут нет, это, скорее, историко-краеведческая дискуссия о дате начала колонизации-освоении края. Речь идёт об уточнении начала этого освоения и даты основания города. Обычный спор двух историков или краеведов.
  • 6 марта 2016 - 18:42
    Маша
    Ну что,празднуем 390 лет или нет?
  • 6 марта 2016 - 19:01
    Альфия Ахметовна
    Термин "колонизация края" в привязке к этой дате, принадлежит не нам. Об этом в своих трудах пишет Г.И. Перетяткович, на которые ссылаются наши краеведы Дубровский А.Г. и Ермаков В.В. Работа Перетятковича называется "Очерки из истории края и его колонизации". О "колонизации" тоже в такой же привязке к дате 1626 года говорил М.К.Любавский- бывший ректор Московского университета. Его спецкурс назывался "Историческая география России в связи с колонизацией" Уважаемый Финно-угор! Надеюсь вы не можете поставить по сомнение терминологию и достоверность сведений вышеперечисленных историков! Или мы с Вами перечеркиваем Перетятковича Г.И. вообще?
  • 6 марта 2016 - 19:10
    Альфия Ахметовна
    Уважаемая "Ну да?" Читайте Дубровского А.Г. "Чем славны Набережные Челны". В этой работе наш известный краевед Дубровский А.Г утверждает, что в 1644 "Фетька Нифонтьева сын Попова в это время проживал в Уфе". Кроме того, Анатолий Григорьевич пишет, что Попов никогда не был крестьянином, а был сыном попа.
  • 6 марта 2016 - 19:31
    Альфия Ахметовна
    "Ну да"! Согласна с Вами. У Ермакова В. В. в трудах есть ссылки на архивы. Не ссылается только по поводу даты 1626год. Позвольте я процитирую Вам Ермакова В.В. Это его книга "Крестьянство Восточного Закамья", стр 48:"Сведения о времени и обстоятельствах основания Набережных Челнов содержаться как в исторических исследованиях XIX века(проф.Г,Перетяткович, проф. М.Любавский,В.Ефремов) так и втрудах современных историков...Все они использовалив качестве источников ряд документов, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов в г. Москве. Познакомились с этими документами и мы" Всё! Больше ссылок нет. ни номера хранилища, ни номера документа. Я неоднократно встречалась с Ермаковым В.В. В частных беседах он предполагал, что может быть такие документы сохранились в Уфе или в Москве. А тот документ, который он предлагает, как он сам считал, под большим сомнением. И, главное! Если даже существует это дата, она не может перечеркнуть историю Волжской Булгарии. А это уже совершенно другая дата!
  • 6 марта 2016 - 19:35
    это нарратив!
    Ермакова никто не знает ни в профессиональной среде истинных ученых-историков, ни среди людей, интересующихся подлинной историей. При изучении истории России и Татарстана надо ссылаться только на труды истинных ученых, которые из-за правдивого изложения истории жестоко пострадали от сталинских репрессий: Лев Гумилев и Михаил Худяков. Это честные историки, которым можно доверять! А также на труды честных и объективных ученых - Дамира Исхакова, Фахрутдинова, Халикова, Еникеева и др. А то, что вы цитируете (Ермаков и пр.) - это же все тенденциозное, общепринятое, заказное изложение истории, одним словом, нарратив!
  • 6 марта 2016 - 19:43
    Историк
    Владимира Васильевича Ермакова, доктора исторических наук, хорошо знают в научном мире, поэтому 19.35 - Вы банально клевещете, и знаете, что клевещете. Аллах Вам судья
  • 6 марта 2016 - 19:46
    тоже не слышал о таком
    Я тоже никогда не встречал ссылок на Ермакова в серьезных статьях и книгах по истории. Для меня это имя незнакомое.
  • 6 марта 2016 - 19:58
    Альфия Ахметовна
    Ермаков В.В.- наш челнинский историк. У него есть хорошие исследования по XVII-XX векам. Однако он совершенно не знает археологию и трудами археологов не пользуется. В этой связи мне предоставляется интересным тот факт, что в его вышеназванной книге в главе "Древние люди на берегах Нижней Камы" кратко излагаются факты о находках костей мамонтов, о могильниках III тыс до н.э. и о булгарах. Какие могут быть претензии к Ермакову В.В., если он средние века не изучал. И у него нет трудов по средним векам нашего края. Он не знает историю Волжских Булгар! Материалы только у археологов. К трудам археологом и надо обращаться. Это прежде всего труды видного советского археолога Халикова Альфреда Хасановича.
  • 7 марта 2016 - 08:02
    Е-гений
    Чего привязались к слову "колонизация"? Смысл его бывает разный. Тот же Фетька, сын попа или крестьянина, он что, колонизировал челнинский край с помощью оружия? Наверное, и в мыслях у него такого не было, как тут некоторые стараются представить в понятных целях.
  • 7 марта 2016 - 11:16
    Альфия Ахметовна
    Правильно! У термина "колонизация" 2 значения: захват чужих территорий, захват или заселение на свободных землях другого государства. Тем страннее, почему Ермаков В.В. настаивает на этом термине. Так называется глава его труда- "Колонизация Восточного Закамья". А последователи продолжают развивать эту идею. Кому нужно такое противостояние! А между тем, интеграция двух народов происходило мирным путём благодаря интенсивной торговле. Тому доказательства археологические находки в 150 городищах по всей территории Татарстана. Более того, российский и советский историк Юрий Владимирович Готье в 1930 году выпустил свой труд "Железный век в Восточной Европе".Он пользовался археологическими материалами и считал, что торговля между Волжской Булгарией и Русью процветала. Очень интересен его вывод по поводу Елабуги: "Торговый центр в Болгарах явился преемником более древнего торгового центра в Елабуге". он считал, что Кама более приспособлена для торговых караванов. И у Дубровского А.Г. в книге "Нижнее Прикамье" читаем о том, что Чаллы были посредником у торгового центра Елабуги! На 45 странице Анатолий Григорьевич перечисляет 12 основных городов булгар XIII века на Каме- это Керменчук, Чаллы, Кашан,Джукетау,Тубулгатау, Биляр и т.д. Кроме того, у Дубровского А.Г. на стр. 56 находим интересные сведения о том, что при Хаджи Гирее - а это конец XV века," Чаллы пытались объявить себя самостоятельным ханством".Следовательно, никто никуда и переселялся как это утверждает Ермаков В.В. называя булгар полукочевыми.
  • 7 марта 2016 - 11:47
    Поправка
    Следовательно, никто и никуда и НЕ переселялся, как это утверждает Ермаков В.В. называя булгар XVI века полукочевыми племенами.
  • 7 марта 2016 - 22:48
    Алсу
    Остаются вопросы к сторонникам разных версий основания Набережных Челнов, может все же нужно всерьёз заняться этим вопросом. При краеведческом музее,например, организовать работу студентов. Привлечь казанских специалистов, изучить архивы, провести еще археологические раскопки. ...Может найдутся патриоты родного края,которые окажут помощь финансовую, физическую и пр. Может и нам пора тысячелетие города отметить? Выбьем под это дело финансирование, дороги отремонтируем :-)
  • 7 марта 2016 - 23:25
    Алсу
    Да и еще, кстати или некстати, хочу провести параллель. Недавно отдыхала в Евпатории. Во всех справочниках написано, что городу более 250О лет. При ближайшем знакостве с историей города оказывается, что с 6 века до н.э. это был греческий город Керкенитиды, разрушен в в н.э. Затем накаких прямых письменных источников или четких археологических данных, о том что город существовал нет, но евпаторийцы убеждены что упоминание на картах района,как соледобывающего является косвенным доказательством существования поселения. В 15 веке появляются данные о Гезлёве, татарском городе, затем он становится русским Козлов, и затем неблагозвучное название переименовывается в Евпаторию, в память о греческих корнях. Так вот, евпаторийцев не смущают некие несостыковки, они рассказывают свою историю сами, так, как они считают правильным. Существует огромное количество легенд, о разных периодах и разных исторических личностях Я здесь недостоверную информацию приводить не буду, но думаю, что так выражается любовь к родному городу. Несмотря на то что город небогат, каждый год организуются раскопки, музеи и памятники старины содержатся в достойном виде и в центре города есть небольшой участок археологических раскопок Керкенитид, покрытый стекляным куполом.
  • 7 марта 2016 - 23:30
    Алсу
    Извините, поправлюсь, Керкенитиды были разрушены варварами в 3 веке н.э.
  • 8 марта 2016 - 00:51
    пора заняться этим вопросом!
    Несмотря на то что город небогат, каждый год организуются раскопки, музеи и памятники старины содержатся в достойном виде и в центре города есть небольшой участок археологических раскопок Керкенитид, покрытый стекляным куполом. --- Нашему городу тоже надо пример брать с них, и находить средства на раскопки, привлекать казанских ученых для этого! Может быть, действительно, уже пора отмечать 1000 - летие города, а мы ничего не знаем! Пусть бы наша уважаемая энтузиастка Альфия Ахметовна вместе с мэрией и казанскими учеными занялись этим вопросом!
  • 8 марта 2016 - 00:54
    Мнение
    Периодическое существование какого-то населения на территории Мыс Челнов и/или рядом до 1626 г. никто и оспаривает. Те же булгары туда-сюда кочевали и где-то останавливались... Речь о новой истории, когда город появился и уже не исчезал. И кстати, определение слова "колонизация", приведенное здесь А.А., неверное. Вот правильное определение из словаря: КОЛОНИЗА́ЦИЯ, и, ж. [нем. Kolonisation, фр. colonisation < лат. — см. колония].1.Захват какой-н. страны или края, сопровождаемый притеснением и эксплуатацией местного населения, превращение какой-н. страны в колонию (в 1-м знач.).2.Заселение и освоение пустующих земель на окраинах своей страны или за ее пределами. Колонизацио́нный — относящийся к колонизации (в 1-м и 2-м знач.). Ермаков и другие историки использовали (и используют сейчас) это слово во втором значении, описывая постепенное заселение и регулярное (правильное) освоение земель, которые формально давно входили в состав русского госуд-ва, но были не освоены, оседлого постоянного населения там не было, переписи не осуществлялись, налоги не собирались, на эти земли часто осуществлялись набеги...
  • 8 марта 2016 - 01:15
    исторические факты
    "Следовательно, никто никуда и переселялся как это утверждает Ермаков В.В. называя булгар полукочевыми." ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ермаков, видимо, просто следовал общепринятой официальной точке зрения на историю, а не пытался докопаться до истины. Но история, археология должны устанавливать истину, а не быть средством обоснования точки зрения, не имеющей ничего общего с реальностью. А иначе, какой смысл в исторической науке? Булгар назвать полукочевыми - это смешно и нелепо! Ведь столько достоверных источников (как отечественных, так и иностранных), доказывающих, что Булгария была очень развитым государством с оседлым населением, которое занималось многими ремеслами, в том числе металлургией, кожевенным и ювелирным производством, что булгары строили бани, у них был водопровод, что они выращивали разные овощные и даже бахчевые культуры. Все это можно почитать, например, набрав в Интернете «2.1. Исторические и культурные достижения Волжской Булгарии» «Большое место во внутренних делах Булгарии занимало градо¬строительство. Укреплялись и расширялись города, основанные еще в X в., такие как Биляр (Великий город), Булгар (Бряхимов русских летопи¬сей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кремен¬чук, Мардан и другие. Возникновение городов, возведение вокруг них оборонительных сооружений укрепляло самосознание булгарского эт¬носа, придавало ему уверенность в своих делах, которые будут защи¬щены от иноземных за¬хватчиков. В городах строились общественные здания: ме¬чети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а так¬же дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кир¬пичные (“кирпич” лингвисты считают булгарским словом). Однако большая часть¬ домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились из сосновых бревен, а крепостные стены были дубовыми. В скандинавских странах Булгарию называли не только “Булгарленд” (Булгарская земля), но и страной городов - “Гардарика”. Идея градо-строительства была важным элементом этноноосферы булгар. Другим важным элементом булгарской этноноосферы была идея ремесленного производства со всеми известными тогда отраслями. Ме¬таллургическое производство и ремесла занимали в Булгарии второе ме-сто после градостроительства. “Ведущую отрасль ремесла представ¬ляла собой черная металлургия и обработка железа, - пишет С.М.Червонная. - К XI веку, несомненно, не только уже существовало разделение труда между металлургами и кузнецами, но и в кузнечном ис¬кусстве и ремесле опре¬делилась своя, более тонкая дифференциация. Была заметна разница меж¬ду простой, далекой от искусства продук¬цией сельских кузниц и совер-шенными в эстетическом отношении изде¬лиями из железа и стали искусных городских ремесленников, у которых уже получила развитие система строгой профессиональной учебы - под¬готовки подмастерьев при опытных мастерах.”[ii]. Из железа булгарские мастера изготовляли оружие, орудия труда и предметы быта. Широкое распространение в булгарских городах получила обра¬ботка меди и ее сплавов. Ремесленники-медники производили в основ¬ном изделия бытового назначения - ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, ук¬рашения и декоративные детали для конской сбруи. Ювелирное ремесло, которое вобрало в себя брон¬золитейное искусство, чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями, занимало в булгарском обществе особенно важное место, ибо его изделия прежде всего поль¬зовались высоким спросом в самой Булгарии, а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах. Высокого уровня достигла в своем развитии в Булгарии производ¬ство керамических изделий: высокохудожественной посуды, светильни¬ков, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись самые раз¬нообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы, блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и много-образием цвета и наносимых на них орнамента. Гончарные изделия пре¬жде всего производились для внутреннего потребления, но они являлись одним из статей булгарского экспорта в соседние земли и страны. С.М.Червонная пишет: “Раскопками в Суздале были обнаружены остатки гончарного горна с обломками типичной булгарской керамики, что свидетельствует не только об экспорте из Булгарии керамических изде¬лий, пользующихся популярностью на Руси, но и о приглашении в Суз¬дальскую землю булгарских опытных и искусных гон¬чаров”[iv]. Керамиче¬ское искусство булгар не стояло на месте, в его развитии были и скачки, один из которых произошел в XII в., когда получило приме¬нение гор-новой обжиг вместо кострового, что обеспечило повышение качества из¬делий, их утилитарных и художественных достоинств. Основой жизни Булгарии было сельское хозяйство. Как бы в стране не было много городов, все-таки основная часть населения жила в деревнях и занималась земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Из деревни поступали в города не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа. “Доныне под именем Болгар, - писал Н.М.Карамзин в своей “Истории”, - разумеется в Турции восточные сафьяны, а в Бухарии юфть: из чего заключают, что Азия получала неко¬гда сей товар от Болгаров. Достойно примечания, что в древнем их оте¬честве, в Казани, и ныне делаются лучшие из Русских сафьянов”[v]. Сель¬ское хозяйство поставляло сырье для прядения, ткачества и производ¬ства одежды. Высокое развитие в Булгарии в этот период получило зерновое хозяйство. Экспорт зерна, прежде всего, в Суздальскую и Нов¬го¬родскую Русь составляло одну из статей внешнеторговых связей Булгарии. Н.М.Карамзин, ссылаясь на летописи, пишет, что в 1023 г. в Суздальской земле разразился голод и “между тем жители искали по¬мощи в изобильной стране Казанских Болгаров, и Волгою привезли от-туда множество хлеба...Голод миновался”[vi]. Он же, отмечая события 1231 г. и ссылаясь на Татищева, пишет, “что Болгары возили тогда хлеб по Оке и Волге во все города Российские, и прислали Великому Князю Георгию (Юрию Всеволовичу - Р.Б.) 30 судов с житом: за что Георгий отдарил их золотом, серебром и костями рыбьими”[vii]. Видимо, булгар¬ского хлеба лишились новгородцы, когда в 1170г. Андрей Боголюб¬ский осадил за своеволие Новгород, но не сумев взять его, запер тор¬говые пути, по ко¬торому в Новгород шел поволжский хлеб, в результате чего в городе на- чался голод, и новгородским боярам при¬шлось уступить и принять в князья ставленника Андрея[viii]. Особое значение в укреплении этноноосферы булгар имело развитие их духовной жизни. Булгарское общество в XI-XIII вв. достигло вы¬сокого уровня в экономическом, социально-политическом и культурном росте, что способствовало возникновению профессионализма в духовной культуре. Булгарская культура этого периода была культурой письмен-ной. “Еще до проникновения арабского алфавита, - пишет Г.М.Давлетшин, - булгары пользовались рунической графикой, близкой к тюрко-орхонской. О бытовании у болгар в VIII-IX вв. рунической письменности говорят надписи из Маяцкого и Саркелского городищ, коллекции Ново¬чер¬касского музея(...), Надь-Сент Миклошского клада (Венгрия) (...), Дунайской Болгарии(...) и т.д.”[ix]. ... Эти факты говорят о том, что булгары вполне были готовы принять письменность на основе арабской графики и в дальнейшем на ее основе поднять свою письменную культуру на более высокую ступень. В период расцвета Булгарии уже существовала широкая сеть начальных школ при мечетях с муэдзинами и имамами, которая сохранилась в деревнях вплоть до Советской власти. В Булгарии появляются высшие и средние религиозные учебные заведения - медресе. Шакирты (студенты) из булгар получают образова¬ние не только в своих медресе, но и в восточных странах - в Средней Азии и на Ближнем Востоке. В то же время шакирты из этих стран обу¬чаются в учебных заведениях Волжской Булгарии. С принятием ислама в страну начинает проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. С появлением бумаги в Булгарии получают распространение ру¬кописные книги, а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. “В распространении грамотности среди широ¬ких слоев населения, - пишет Г.М.Давлетшин, - было заинтересовано и му¬суль-ман¬ское духовенство, ибо умение читать и писать по-арабски да¬вало возмож¬ность непосредственно познакомиться с Кораном, религиоз¬ными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную, главным образом, против языческих традиций. Следовательно, процесс распространения элементарной грамотности и исламизация булгарского общества шли параллельно”[xi].
  • 8 марта 2016 - 01:17
    продолжение исторических фактов
    В результате социально-экономического, политического и культур¬ного развития в булгарском государстве возникла потребность в научных знаниях. Крупнейшими научными центрами страны были города Булгар, Сувар и нижнебулгарский город Саксин. Наиболее образованной частью населения являлись богословы и проповедники, судии и другие госу-дарственные чиновники. В какой-то степени представление о духовной жизни булгарских городов дает арабский автор XII в. ал-Гарнати, го¬воря о городе Саксине: “А в середине города живет эмир жителей Бул¬гара, у них есть большая соборная мечеть, в которой совершается пят¬ничное моление, и вокруг нее живут булгарцы. И есть еще соборная ме¬четь, другая, в которой молится народность, которую называют “жители Сувара”, она тоже многочисленна”. И далее: “А в день праздника выно¬сят многочисленные мимбары (возвышение, с которого в мечети произ¬носят проповеди - Р.Б.) и каждый эмир молится с много¬численными на¬родностями. У каждой народности есть кадии (мусульманский судья - Р.Б.), и факихи (правовед - Р.Б.), и хатибы (проповедники - Р.Б.)”[xii]. В городах практиковали табибы (врачи), слава о которых иногда бывала широко известной. Одним из первых ученых Волжской Булгарии XI в. был Бурхан-ад-дин ал-Булгари. Он известен своими трудами по фармакологии, ри¬торике и богословию. Широкое распространение на Востоке получили труды булгар¬ского ученого Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини-Сувари, богослова и писа¬теля, выходца из г.Сувара, жившего в городе Саксине. Он написал на персид¬ском языке труд дидактического характера под на¬званием “Свет лучей - правдивость тайн”, затем перевел его на арабский язык, назвав “Порадующий больных душ”. И наконец, “Цветок сада по¬радующий больных душ” - это сокращенный вариант двух первых книг. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари посвятил все свои сочинения своему учителю Абу-л-Аля Хамиду ал-Булгари, у которого учился в медресе. Последний был энциклопедически образованным ученым, ши¬роко известным на Востоке, в тонкостях разбирающимся в научной и бо-гословской литературе мусульманского мира своего времени. Булгар¬ские ученые и богословы были хорошо известны в Средней Азии, Хора¬сане. Некоторые из них жили и творили на Востоке, иногда занимая в тех странах религиозные и административные посты. Так, например, Ходжа Ахмед Булгари был учителем и шейхом знаменитого султана газ-невидского государства, куда входили территории современного Афга¬нистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии, Махмуда I Газневи (967-1030)[xiii]. Значительное развитие в Волжской Булгарии получили такие науки, как математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. В Булгарии было известно несколько календарей. Астрономические зна¬ния булгарские ученые приобретали в Средней Азии и в странах Ближ¬него и Среднего Востока, где астрономия и другие естественные науки получили в то время наибольшее развитие. Рост ремесленного производ¬ства и возникновение фармакологии потребовали знаний в области хи¬мии. Булгары были знакомы и умели применять такие металлы и метал¬лоиды, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, зо¬лото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы производили сталь повы¬шенного качества, владели основами сварки и пайки, а также изготов¬ления различных сплавов на основе меди - бронзы, латуни и др. Высо¬кого совершенства достигли мастера, изготовляющие украшения и пред¬меты быта из меди, золота и серебра. Все это потребовало в свою очередь совершенствования математических знаний и формирования их в науку. Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари напи¬сал сочинение “Лучшие лекарства от отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана в 1220-21 гг. переписал его. Трактат по фармакологии “О простых лекарствах” написал также Бурхан-ад-дин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хаки¬мом Санаи, но прожил недолго - умер в возрасте 39 лет. Поэт же по-строил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. “Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитого султана Махмуда Газневи,- делает предположение Г.М.Давлетшин.- И в наши дни мусульмане со всех концов мира при¬ходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора”[xiv]. Широкое распространение в Булгарии полу¬чила книга таджикского ученого-медика Авиценны “Каноны врачебной науки”. Под именем Абу Гали-сина он известен булгаро-татарам до сего дня, прежде всего через прекрасную легенду о нем, написанную булгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, ви¬димо, восходит к народным сказаниям. Развитие торговых связей Булгарии со многими странами Востока и Восточной Европы требовало совершенствования географических зна¬ний. Прежде всего булгарские купцы, путешественники и проповедники знакомились с другими странами по сочинениям таких мусульманских гео¬графов, как ал-Балхи, Ибн Халдун, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Ид-риси и другие, которые традиционно делили известные земли на семь климатов со входящими в них странами. Сведения о седьмом климате, т.е. о северных странах и народах, арабские географы получали в Булга¬рии, что видно из сочинений Ибн Фадлана (X в.), ал-Гарнати (XII в.), Ибн ан-Нугмана (XIII в.) и др. Булгары хорошо знали и имели связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного Ледови¬того океана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ними югра (юра), а на берегу Темного моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари. Естественно, булгары имели ясное пред¬ставление о Руси и ее городах, о землях, лежащих к Востоку и югу. Они никогда не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азов¬ском морях, рядом с которыми когда-то жили их предки, и рассказы о них передавались из поколения в поколение. В XI-XII вв. в Волжской Булгарии появляются первые ученые ис¬торики, которые обобщают “предания старины глубокой”, пишут исто¬рию булгарского народа. Одним из них был Якуб ибн Нугман (1058/59-1164), написавший “Историю Булгара”. Эту книгу упоминает в своем сочинении Абу Хамид ал-Гарнати, который дает ей высокую оценку и приводит из нее отдельные отрывки. Булгары обладали сведе¬ниями и по истории других народов. В частности, им было известно имя Александра (Искандера) Македонского. С высокой степенью достовер¬ности можно сказать, что в Булгарии при эмирах находились летописцы, которые писали деяния не только правящих в то время эмиров, но и их предков, ибо родословные в престолонаследовании были очень важны - они доказывали легитимность правящих монархов. Кроме того, было в традиции даже простых булгар знать своих предков до девятого колена. Достойное место в мусульманском мире занимали булгарские бо¬гословы и философы. Естественно, в то время споры, диспуты шли по вопросам толкования Корана. Уже в X в. булгарские богословы присту¬пают к изучению хадисов - преданий об изречениях и делах пророка Мухаммеда. О хадисах и их понимании писали Абу-л-Аля Хамид ибн Идрис ал-Булгари и Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари. Многие богословские и философские проблемы нашли отражение в таких сочи¬нениях, как “Полезные сущности” и “Всеобъемлющий” Ходжи Ахмеда ал-Булгари, “Трактат” Бурхан-ад-дина ал-Булгари и других. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для своего времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. …»
  • 8 марта 2016 - 10:30
    Альфия Ахметовна
    Спасибо! Хорошая подборка! Тогда какой смысл создавать подозрительные общества имени Ермакова В.В. и с пеной у рта доказывать, что история Набережных Челнов начинается с русских. Ради чего оббивать пороги администрации требуя всеобщего празднования 390 летия со дня основания Челнов?
  • 8 марта 2016 - 11:25
    Мнение
    Во всех приведенных цитатах нет ничего об основании Н.Челнов, годом которого считается 1626 г. Когда будет доказан другой год основания города, тогда и можно будет говорить об этом годе его основания...
  • 8 марта 2016 - 12:04
    Альфия Ахметовна
    Правильное мнение! Надо доказать год основания города. Десятки архивов и сотни хранилищ содержат неизученные документы.Да и на территории города есть ещё не раскопанные археологические памятники. Нельзя заниматься фальсификацией истории только потому,что историей города не занимались историки т.е настоящие специалисты.
  • 8 марта 2016 - 13:39
    Альфия Ахметовна – Набережные Челны – сегодня в 12:04
    И обязательно найти артефакты существования Челнов 1100 лет назад. Иначе, какой смысл копать.
  • 8 марта 2016 - 14:11
    Альфия Ахметовна – Набережные Челны – сегодня в 10:30
    пеной у рта доказывать, что история Набережных Челнов начинается с русских------- Так вот что Вам не нравится...
  • 8 марта 2016 - 14:15
    Альфия Ахметовна права
    Альфия Ахметовна права! Главное - установление Истины, а не стремление любым нечестным путем доказать официальную версию истории!
  • 8 марта 2016 - 14:17
    Альфия Ахметовна
    Мне не нравится фальсификация! Даже во имя Ермакова В.В...
  • 8 марта 2016 - 14:42
    Мнение
    До сих пор считалось, что никакой фальсификации нет... Когда будет доказан другой год основания города другим человеком, тогда и можно будет считать, что 1626 г. - неправильный. Пока таких доказательств нет. Есть только предположения
  • 7 апреля 2018 - 07:14
    Ученики 38 школы
    Альфия Ахметовна!!! Мы вас помним,любим!!!!и спасибо огромное вам за то ,что взяли нас с собой на ту самую раскопку на элеватор.горе!!!!
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 14 сентября 2022 - 15:04
    Цена времени
Реклама
Опрос