Город и горожане
Как сложилась судьба челнинских режиссеров-романтиков
В 80-х годах в Набережных Челнах было четыре драмтеатра, тогда столичные критики называли наш город самым театральным и молодым в стране. Фильмы местных режиссеров показывали по центральному телевидению, публикации о премьерах появлялись в столичных изданиях. Судьбы тех, кто создавал культуру Челнов, сложились по-разному. Чем они занимаются сейчас, разузнали «Челнинские известия».
Молодежный театр «Ника»
Николай ПАРХОМЕНКО, режиссер театра «Ника», лауреат премии им. Мусы Джалиля, ударник строительства КАМАЗа.
Выпускник Московского института культуры Николай Пархоменко в Челнах с 1974 года. На тот момент строившему карьеру столичному режиссеру стукнуло 30 лет. Он увидел в журнале фото каркасов заводов КАМАЗа в поле и загорелся приехать в наш город.
Николай без прослушивания принял всех желающих камазовцев, строителей, студентов в театральную труппу и поставил спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева. Премьера состоялась 9 мая 1975 года, в день празднования 30-летия Победы. Она и стала датой рождения «Ники» – такое «победное» название выбрали артисты-любители для своего театра.
– Потом было более 20 работ, но этот спектакль – самый любимый, – признается Николай Федорович. - Это память о пропавшей без вести 18-летней сестре-радистке, отце-ветеране, я сам тоже ребенок войны.
Театр разместился в доме 1/09 и стал культурным центром города: сюда валом шли зрители, привозили именитых гостей, устраивали международные фестивали. Бурная, насыщенная жизнь коллектива во главе с Пархомом, так окрестили Пархоменко друзья, продолжалась до 1995 года. Потом из-за финансовых трудностей театр закрыли. Режиссер пошел в педагоги и десять лет преподавал в челнинском филиале Московского университета культуры, вел театральные кружки в школах города и в пединституте.
Сейчас 74-летний Николай Федорович живет в однокомнатной челнинской квартире, сплошь заставленной книгами и фотографиями. На столе – стопка сценариев, томики Тургенева, Плутарха.
– Без работы не сижу, пишу сценарии и мечтаю поставить «Калигулу», – говорит Пархоменко.
Он не любит шумных компаний, игнорирует приглашения на творческие вечера. Но рад заглянувшим на огонек близким друзьям.
– У меня жизнь пенсионера: зарядка, пробежка по парку, новости про Челны и любимые телепередачи «Синяя птица», «Играй, гармонь любимая!», – улыбается он. – Жаль, пришлось отменить велопрогулки – у велика колеса прохудились.
Театр кукол «Дом детей и птиц»
Александр ЯНКЕЛЕВИЧ, художественный руководитель театра кукол «Жар-птица», заслуженный деятель России
Александр Янкелевич стал для Челнов добрым сказочником. Он приехал в наш город в 1987 году из Нижнего Тагила и вместе с единомышленниками создал театр кукол «Дом детей и птиц».
Фойе типовой школы превратилось в уголок, где жили попугаи, рыбки, голуби, хомячки, черепахи и даже питон. Премьерными спектаклями стали «Чудо-юдо», «Волшебная раковина», они покорили челнинских зрителей.
Около 20 лет назад Александр Моисеевич уехал с семьей в Израиль, где работал в театре Тель-Авива. Там по сей день живут его дети и внуки, которые не связали свою жизнь с миром кукол. А Янкелевич-старший в 2004 году переехал в Москву и стал художественным руководителем театра кукол «Жар-птица».
– У меня все нормально – продолжаю работать, – слышится в телефонной трубке мягкий баритон Александра Моисеевича. – Недавно отметил 71-й день рождения, сделал себе подарок – осуществил мечту и поставил семейный спектакль «Русалочка» по сказке Андерсена.
Как оказалось, он по-прежнему тесно общается с челнинскими коллегами.
– Артисты приезжали в Москву на фестиваль «Золотая маска», навестили меня и преподнесли подарок – куклу в татарском костюме, – рассказал Александр Янкелевич. – Приятно, что помнят, да и мне невозможно забыть Челны, где я прожил 12 счастливых лет. Прошло много времени, в театре работают другие люди, и я искренне радуюсь их успехам.
Театр-студия «Грэй»
Валентина КУЛИКОВА-ТОЛЧАН, режиссер, сценарист документального кино
«Стиль студии «Грэй» можно определить как зрелищный, хулиганский, темпераментный», – так писали критики. В отличие от других театров города в спектаклях играли школьники под руководством коренной челнинки, выпускницы Казанского института культуры Валентины Куликовой.
– Первыми студийцами в 1978 году стали ученики моей сестры-учительницы, – вспоминает Валентина Михайловна. – Совсем малявки, учились всему с нуля, репетировали. Так, появился спектакль «Девочка – апрель». Детей становилось больше, организовали две студии: детскую и юношескую. Всего за годы работы нам удалось поставить около 20 спектаклей. А в 1995 году я уехала в Москву, почувствовала: надо что-то делать, время художественной самодеятельности, любительских театров уходит. Так и вышло…
Эстафету режиссер передала ученице Гульнаре Байталовой.
– Валентина Михайловна – настоящий учитель, она помогала ребятам раскрываться, – говорит Гульнара Байталова, которая сейчас работает директором прогимназии Пушкинского лицея №78. – Наш студиец Рамиль Вазиев – теперь артист Казанского театра имени Камала, еще один выпускник, Рамиль Вагизов, создал театр «Дилетант», но теперь работает советником гендиректора КАМАЗа.
Москвичку Валентину Куликову-Толчан дома не застать: у режиссера и сценариста расписан каждый час.
– Домой прихожу поздно вечером, снимаю документальные фильмы, хотя мне уже 70, – не скрывает она возраста. – У нас особая закалка, мы дети послевоенной поры. В Москве вначале было непросто, даже пришлось окончить курсы ассистентов, только потом меня взяли на работу вторым режиссером на художественный фильм. Кстати, благодаря кино познакомилась с любимым мужем Алексеем Толчаном.
Челнинка призналась, что очень скучает по родному городу, часто созванивается с подругами, а в памяти до мельчайших подробностей яркие мгновения детства. Как в 12 лет переплывала Каму, как на старом рынке покупала у апаек густой катык. Но, увы, в город давно не приезжала – работа держит.
Полнометражный игровой фильм «Выкидыш»
Юрий МАНУСОВ, кинодраматург, кинорежиссер, писатель, заслуженный деятель искусств РТ.
Юрий Манусов в Челнах живет с 1975 года, приехал из Запорожья с женой и маленькой дочкой в надежде получить жилье. В течение 13 лет работал электромонтером на кузнечном заводе. Получив квартиру, ушел, как говорится, в свободное плавание.
Фильм «Выкидыш», снятый в Челнах в 1990 году, был дебютом в большом кино для выпускника ВГИКа Юрия Манусова. Картина вызвала горячие дискуссии, тогда челнинец прославился на всю страну. Это сюрреалистическое кино он показал в Бостоне на встрече с американскими студентами пять лет назад.
Известны и созданные позже и удостоенные призов другие его работы. Фильм «Репетиция Боккачо» (1997) в прошлом году принял участие в самом крупном в России фестивале документального кино «Артдокфест» и вошел в пятерку лучших в номинации «авторское кино» кинопремии «Лавровая ветвь». Картину показали в Санкт-Петербурге, Риге, Праге. Документальные фильмы об Украине демонстрировались на телеканале «Дождь».
Много лет Юрий Манусов работал над романом «Донпижон», где речь идет о рефлексии творческого человека. Ее презентация состоялась в Берлине. Сейчас 69-летний писатель пишет продолжение «Донпижона». Режиссер не расстается и с видеокамерой: снял несколько документальных фильмов о дирижере Камерного оркестра Игоре Лермане, художнике Анатолии Пашине.
Теперь планирует снять продолжение трехсерийной картины о КАМАЗе «По эту сторону мифа», созданной в 1989 году и показанной по центральному телевидению.
И все же главные герои его нынешнего видеотворчества – внуки, к которым у энергичного дедушки особая любовь.
– У меня есть более ста видеозарисовок, о повседневной жизни второклассника и победителя математических олимпиад Арсения и 4-летней Даши, – делится мой собеседник.
– Какие творческие планы?
– Точно - ни дня без дела: у меня проектов более, чем на 500 лет! - оптимистично настроен Юрий Манусов. - Хочу написать рассказы, снять игровые документальные фильмы, где герои - челнинцы.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)