18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Город и горожане

Как сложилась судьба челнинских режиссеров-романтиков

В 80-х годах в Набережных Челнах было четыре драмтеатра, тогда столичные критики называли наш город самым театральным и молодым в стране. Фильмы местных режиссеров показывали по центральному телевидению, публикации о премьерах появлялись в столичных изданиях. Судьбы тех, кто создавал культуру Челнов, сложились по-разному. Чем они занимаются сейчас, разузнали «Челнинские известия».

Молодежный театр «Ника»

 

Николай ПАРХОМЕНКО, режиссер театра «Ника», лауреат премии им. Мусы Джалиля, ударник строительства КАМАЗа.

 

Николай Пархоменко в свои 74 года пишет сценарии. На снимке слева: в Челны он приехал в 1974 году из Москвы.

 

Выпускник Московского института культуры Николай Пархоменко в Челнах с 1974 года. На тот момент строившему карьеру столичному режиссеру стукнуло 30 лет. Он увидел в журнале фото каркасов заводов КАМАЗа в поле и загорелся приехать в наш город. 

 

Николай без прослушивания принял всех желающих камазовцев, строителей, студентов в театральную труппу и поставил спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева. Премьера состоялась 9 мая 1975 года, в день празднования 30-летия Победы. Она и стала датой рождения «Ники» – такое «победное» название выбрали артисты-любители для своего театра. 

 

– Потом было более 20 работ, но этот спектакль – самый любимый, – признается Николай Федорович. - Это память о пропавшей без вести 18-летней сестре-радистке, отце-ветеране, я сам тоже ребенок войны.

 

Театр разместился в доме 1/09 и стал культурным центром города: сюда валом шли зрители, привозили именитых гостей, устраивали международные фестивали. Бурная, насыщенная жизнь коллектива во главе с Пархомом, так окрестили Пархоменко друзья, продолжалась до 1995 года. Потом из-за финансовых трудностей театр закрыли. Режиссер пошел в педагоги и десять лет преподавал в челнинском филиале Московского университета культуры, вел театральные кружки в школах города и в пединституте.

 

Сейчас 74-летний Николай Федорович живет в однокомнатной челнинской квартире, сплошь заставленной книгами и фотографиями. На столе – стопка сценариев, томики Тургенева, Плутарха. 

 

– Без работы не сижу, пишу сценарии и мечтаю поставить «Калигулу», – говорит Пархоменко. 
Он не любит шумных компаний, игнорирует приглашения на творческие вечера. Но рад заглянувшим на огонек близким друзьям. 

 

– У меня жизнь пенсионера: зарядка, пробежка по парку, новости про Челны и любимые телепередачи «Синяя птица», «Играй, гармонь любимая!», – улыбается он. – Жаль, пришлось отменить велопрогулки – у велика колеса прохудились. 

 

Театр кукол «Дом детей и птиц»

 

Александр ЯНКЕЛЕВИЧ, художественный руководитель театра кукол «Жар-птица», заслуженный деятель России

 

Сейчас Александру Янкелевичу 71 год, он живет в Москве. На снимке слева: таким он был, когда в 1987 году приехал в Челны.

 

Александр Янкелевич стал для Челнов добрым сказочником. Он приехал в наш город в 1987 году из Нижнего Тагила и вместе с единомышленниками создал театр кукол «Дом детей и птиц».

 

Фойе типовой школы превратилось в уголок, где жили попугаи, рыбки, голуби, хомячки, черепахи и даже питон. Премьерными спектаклями стали «Чудо-юдо», «Волшебная раковина», они покорили челнинских зрителей. 

 

Около 20 лет назад Александр Моисеевич уехал с семьей в Израиль, где работал в театре Тель-Авива. Там по сей день живут его дети и внуки, которые не связали свою жизнь с миром кукол. А Янкелевич-старший в 2004 году переехал в Москву и стал художественным руководителем театра кукол «Жар-птица». 

 

– У меня все нормально – продолжаю работать, – слышится в телефонной трубке мягкий баритон Александра Моисеевича. – Недавно отметил 71-й день рождения, сделал себе подарок – осуществил мечту и поставил семейный спектакль «Русалочка» по сказке Андерсена. 

 

 Как оказалось, он по-прежнему тесно общается с челнинскими коллегами. 

 

– Артисты приезжали в Москву на фестиваль «Золотая маска», навестили меня и преподнесли подарок – куклу в татарском костюме, – рассказал Александр Янкелевич. – Приятно, что помнят, да и мне невозможно забыть Челны, где я прожил 12 счастливых лет. Прошло много времени, в театре работают другие люди, и я искренне радуюсь их успехам.

 

Театр-студия «Грэй»

 

Валентина КУЛИКОВА-ТОЛЧАН, режиссер, сценарист документального кино 

 

Слева: Валентина Куликова в годы расцвета студии "Грэй". Справа: Валентина Куликова со своей ученицей Гульнарой Байталовой.

 

 «Стиль студии «Грэй» можно определить как зрелищный, хулиганский, темпераментный», – так писали критики. В отличие от других театров города в спектаклях играли школьники под руководством коренной челнинки, выпускницы Казанского института культуры Валентины Куликовой. 

 

– Первыми студийцами в 1978 году стали ученики моей сестры-учительницы, – вспоминает Валентина Михайловна. – Совсем малявки, учились всему с нуля, репетировали. Так, появился спектакль «Девочка – апрель». Детей становилось больше, организовали две студии: детскую и юношескую. Всего за годы работы нам удалось поставить около 20 спектаклей. А в 1995 году я уехала в Москву, почувствовала: надо что-то делать, время художественной самодеятельности, любительских театров уходит. Так и вышло…

 

Эстафету режиссер передала ученице Гульнаре Байталовой. 

 

– Валентина Михайловна – настоящий учитель, она помогала ребятам раскрываться, – говорит Гульнара Байталова, которая сейчас работает директором прогимназии Пушкинского лицея №78. – Наш студиец Рамиль Вазиев – теперь артист Казанского театра имени Камала, еще один выпускник, Рамиль Вагизов, создал театр «Дилетант», но теперь работает советником гендиректора КАМАЗа. 

 

Москвичку Валентину Куликову-Толчан дома не застать: у режиссера и сценариста расписан каждый час.
– Домой прихожу поздно вечером, снимаю документальные фильмы, хотя мне уже 70, – не скрывает она возраста. – У нас особая закалка, мы дети послевоенной поры. В Москве вначале было непросто, даже пришлось окончить курсы ассистентов, только потом меня взяли на работу вторым режиссером на художественный фильм. Кстати, благодаря кино познакомилась с любимым мужем Алексеем Толчаном.

 

Челнинка призналась, что очень скучает по родному городу, часто созванивается с подругами, а в памяти до мельчайших подробностей яркие мгновения детства. Как в 12 лет переплывала Каму, как на старом рынке покупала у апаек густой катык. Но, увы, в город давно не приезжала – работа держит.

 

Полнометражный игровой фильм «Выкидыш»

 

Юрий МАНУСОВ, кинодраматург, кинорежиссер, писатель, заслуженный деятель искусств РТ.

 

69-летний Юрий Манусов  любит путешествовать  и снимать клипы о внуках. На снимке слева: в Челны он приехал в 29 лет.

 

Юрий Манусов в Челнах живет с 1975 года, приехал из Запорожья с женой и маленькой дочкой в надежде получить жилье. В течение 13 лет работал электромонтером на кузнечном заводе. Получив квартиру, ушел, как говорится, в свободное плавание.

 

Фильм «Выкидыш», снятый в Челнах в 1990 году, был дебютом в большом кино для выпускника ВГИКа Юрия Манусова. Картина вызвала горячие дискуссии, тогда челнинец прославился на всю страну. Это сюрреалистическое кино он показал в Бостоне на встрече с американскими студентами пять лет назад. 

 

Известны и созданные позже и удостоенные призов другие его работы. Фильм «Репетиция Боккачо» (1997) в прошлом году принял участие в самом крупном в России фестивале документального кино «Артдокфест» и вошел в пятерку лучших в номинации «авторское кино» кинопремии «Лавровая ветвь». Картину показали в Санкт-Петербурге, Риге, Праге. Документальные фильмы об Украине демонстрировались на телеканале «Дождь».

 

 Много лет Юрий Манусов работал над романом «Донпижон», где речь идет о рефлексии творческого человека. Ее презентация состоялась в Берлине. Сейчас 69-летний писатель пишет продолжение «Донпижона». Режиссер не расстается и с видеокамерой: снял несколько документальных фильмов о дирижере Камерного оркестра Игоре Лермане, художнике Анатолии Пашине.

 

Теперь планирует снять продолжение трехсерийной картины о КАМАЗе «По эту сторону мифа», созданной в 1989 году и показанной по центральному телевидению. 

 

 И все же главные герои его нынешнего видеотворчества – внуки, к которым у энергичного дедушки особая любовь. 

 

– У меня есть более ста видеозарисовок, о повседневной жизни второклассника и победителя математических олимпиад Арсения и 4-летней Даши, – делится мой собеседник.

 

–  Какие творческие планы?

 

–  Точно - ни дня без дела: у меня проектов более, чем на 500 лет! - оптимистично настроен Юрий Манусов. - Хочу написать рассказы, снять игровые документальные фильмы, где герои - челнинцы.

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Конкурсы

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы справляетесь со стрессом?