Город и горожане
Пенсионерка отписала квартиру посторонней женщине. Родственники подали в суд
«Моя история, как у звездной семьи Баталовых из Москвы», – так начала разговор энергичная Сания Камиловна, появившись в редакции «Челнинских известий» с внушительной папкой документов в руках
С кулаками – на племянницу
В Челны она приехала из Кировской области в августе – проведать 85-летнюю тетю, родную сестру своего отца. Пояснила, что раньше не получилось из-за пандемии, но регулярно созванивалась с помощницей по дому, ухаживающей за пожилой женщиной, которая успокаивала, мол, все нормально, не переживайте. Санию Камиловну огорошила в подъезде соседка, сообщив, что у однокомнатной тетиной квартиры уже другая хозяйка.
Помощница тети подтвердила, что ее подопечная через нотариуса оформила договор пожизненного содержания с иждивением.
Племянница не поверила своим глазам, получив выписку из Единого госреестра недвижимости: договор выдан еще 25.01.2019 года. Правда, в нем фигурируют данные не 60-летней помощницы, а фамилия посторонней женщины (фотокопия документа имеется в редакции).
"Наверняка это родственница помощницы, но она ничего объяснять не желает и гонит меня из квартиры, даже драку учинила вместе с соседом, и мне пришлось у судмедэкспертов фиксировать следы побоев, – вздыхает собеседница. – Она обратилась с заявлением в полицию, якобы я мешаю ей ухаживать за тетей".
Сания Камиловна пояснила, что ее тетя всю жизнь проработала медсестрой. В Челны приехала в 90-х годах, уже пенсионеркой. Муж умер, детей нет.
"Зато у нее много родственников, племянников, – рассказывает моя собеседница. – Мы ее очень любим, и раньше она по месяцу гостила у нас – по очереди. С возрастом ездить перестала, и мы сами ее навещаем. Я не раз предлагала ей переехать ко мне, но она отказывалась. Весной 2018 года сама наняла помощницу. Она по телефону говорила, якобы тетя ни с кем из нас общаться не хочет".
Сания Камиловна уверена, что помощница втерлась в доверие к почти слепой бабушке, которая уже давно страдает провалами в памяти. Иначе как объяснить, что старушка писала странные письма родне, взяла для незнакомого мужчины, который якобы ремонтировал у нее в квартире сантехнику, 63 тысячи рублей кредита в банке и забыла его оплатить. Там уже набежало более 115 тысяч рублей долга.
Завещание пропало
"Тетя давно завещала квартиру племяннику, – говорит Сания Камиловна. – Странно, но этот документ я сейчас не могу найти, хотя раньше он был на видном месте. Дело не в корысти, не в деньгах – я считаю себя обеспеченной: есть благоустроенный частный дом, трехкомнатная квартира. Когда в этой ситуации суд поставит точку, перевезу тетю к себе. Сейчас я сама ухаживаю за тетей и кормлю с ложечки, но ее пенсию по-прежнему получает помощница", – завершила разговор Сания Камиловна.
Разрешить спор – кто же роднее немощной женщине, теперь предстоит суду, куда Сания Камиловна обратилась с иском о признании своей тети недееспособной.
Точка зрения экспертов
В практике юриста Людмилы Головиной было три дела по оспариванию договора ренты с пожизненным содержанием и иждивением.
"Судом во всех случаях не было признано, что пожилые люди подписали свои договоры не по собственной воле, – пояснила она. – Договор ренты всегда закрепляется нотариусом, который является гарантом и в суде обязан подтвердить, что клиент был дееспособен и знал о своих правах. В Челнах нотариусы не рискуют своей репутацией и делают все на совесть. Но отмечу: договор можно расторгнуть, если не выполняются его условия, к примеру, нет ежемесячной выплаты денег получателю ренты, лекарств, продуктов, одежды".
Адвокат Сергей Русинов из своего опыта знает, что в наше время не так легко признать человека недееспособным – это происходит строго на основании суда и заключения медицинских работников. При этом необходимы подтверждающие документы о том, что он наблюдался в ПНД, имел заболевания психического характера.
"В данном случае есть основания не признавать действительным договор ренты с помощницей, так как престарелая женщина слепа, – считает наш эксперт. – Не лишним будет обратиться с заявлением в следственный отдел".
По словам адвоката, есть факты, когда родственников волнует лишь наследство. На самом деле они не способны ни помогать, ни ухаживать за престарелым человеком. В таком случае суд может признать их недостойными наследниками, а завещание – недействительным.
Как уберечь стариков от поспешных шагов, которые нередко причиняют переживания близким людям?
Адвокат Сергей Русинов считает: если у родственников есть основания полагать, что пожилой человек в силу преклонного возраста не способен адекватно понимать происходящее и руководить своими действиями без посторонней помощи, можно в судебном порядке добиться признания его ограниченно дееспособным.
В таком случае обязательно проводится судебно-психиатрическая экспертиза, по результатам которой судья оценивает степень его психического здоровья.
За ограниченным в дееспособности человеком сохраняются все права, но серьезные сделки, в частности с недвижимостью, он может совершать только с письменного согласия попечителя – его назначает суд или орган опеки. Дополнительный контроль ведут и органы опеки: они не позволят попечителю согласиться на сделку, которая влечет отчуждение имущества подопечного.
О закулисной жизни редакции и личном журналистском опыте читайте в авторском блоге Ляля Гайфутдиновой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)