Культура
Архитектурный код Набережных Челнов – это скульптуры Ханова
Монумент «Родина-мать», скульптуру «Энергия» возле Боровецкого моста, «Борьбу» у стадиона «Строитель» и комплекс на бульваре Энтузиастов – «Пробуждение», «Эволюция», «Древо жизни», «Ангел-хранитель» некоторые обыватели откровенно не понимают. Сейчас, когда городские власти решили заняться реконструкцией скульптур, некоторые считают, что не стоит на них тратить деньги. К счастью, Ханова есть кому защитить, творческие люди признают уникальность работ
НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИК, НО И ФИЛОСОФ
Александр Петров, скульптор, заслуженный деятель искусств РТ, уверен, что скульптуры Ханова – это часть городской среды, которая развивалась во времена Советского Союза, она часть Набережных Челнов, к которой требуется бережное отношение.
– Во все времена будут люди, которые неоднозначно воспримут то или иное творческое решение. Но суть в том, что оно высокопрофессионально, художественно выполнено. Ильдар Ханов – большой художник. И не только художник, а еще и философ, он опередил свое время. Был выше оформительского искусства, которое на тот момент преобладало в городе.
ХАНОВ СОЗДАЛ БРЕНД
Современный дизайнер Набережных Челнов Дарья Янукович напоминает, что многие люди о художественной ценности произведения судят, исходя из сложившихся представлений о классической скульптуре. Привычно изображение понятных героев, узнаваемых образов. Поэтому популярностью сейчас, в век контента, пользуется наглядное искусство, объекты понятные, рядом с которыми можно сфотографироваться и выложить в соцсети, типа Йошкиного кота в Йошкар-Оле.
– Это привычное понятное искусство, к которому привыкла невзыскательная публика. Отсюда неоднозначное отношение некоторых челнинцев к произведениям Ильдара Ханова, они их не понимают, ведь это что-то неконкретное, полет фантазии, – уверена дизайнер Дарья Янукович. – Строился молодой красивый город в чистом поле, приехали талантливые специалисты, и каждый в своей сфере творил. Ханову поверили, его амбициям, таланту, ему доверили город. И в итоге он создал бренд Челнов. Мало в каком городе есть узнаваемый скульптурный облик, а у нас он есть. Скульптуры Ханова – это как Эйфелева башня для Парижа или произведения Гауди для Барселоны. К этому достоянию надо относиться очень бережно. И попробовать понять то, что мы – новаторский город. Быть в чем-то непохожими на других, узнаваемыми – разве это не то, к чему надо стремиться?
Кстати, Дарья Янукович подметила, что композиции Ханова еще и очень тактильны, есть возможность по ним полазить. Выросло уже не одно поколение, которое купалось в фонтанах на бульваре Энтузиастов. У детей был опыт соприкосновения с настоящим искусством, хотя они этого и не понимали.
У НАС НЕТ ДРУГОЙ ИСТОРИИ, КРОМЕ ЭТОЙ
Елена Паршикова, заведующая отделом картинной галереи, напомнила, что, несмотря на все усилия, энтузиастам не удалось сохранить исторические части Набережных Челнов, поселения, ставшие основой современного города: поселок Бережные Челны, Красные Челны, Боровецкое, улицу Центральную с ее старинными домами. То есть они уже никогда не станут визитной карточкой города, как это случается во многих других местах. А искусство Ханова заполнило этот пробел.
– Поэтому для города важно сохранить монументы. Это единственное, что нас отличает от любого другого молодого города, который строился в те же годы по стране, – считает Елена Паршикова.
Она уверена, что важно не только наследие Ильдара Ханова, но и его личность. Это был высокодуховный человек, который всегда смотрел вперед, вкладывал в каждое свое произведение духовный смысл.
– Его работы заставляют шевелить мозгами, задаваться вопросами. Через фигуры на бульваре Энтузиастов, которые далеки от реалистического искусства, он подводит к пониманию движения энергетических потоков в мире. Они отражают не материальный, а тонкий план бытия, – объясняет искусствовед. – Я счастлива, что родилась в ту эпоху, когда жил Ильдар Ханов, ведь люди такой духовности приходят в определенное место. Наше счастье, что этим местом стали Челны.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫХ РАЗДРАЖАЕТ ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Челнинский архитектор Равиль Сафиуллин, ныне главный архитектор Нижнекамска, помимо прочего отметил, что искусство Ханова – это еще и демонстрация технологических возможностей скульпторов того времени.
– Я не знаю, кто бы мог сейчас повторить это в техническом плане, – говорит он и напоминает, что творчество Ханова еще долго будут изучать, потому что оно неоднозначно, требует усилий.
– Миссия художника в том, чтобы двигать людей, разъяснять и повышать культуру, работать над собой. А это преодоление, это выход из зоны комфорта, поэтому некоторых раздражает его творчество. Жизнь не заботится о нашем комфорте, жизнь заботится о нашем развитии. А творчество Ханова – это развитие, – подчеркнул Сафиуллин.
«РОДИНА-МАТЬ» – МОНУМЕНТ ПРОТИВ АПОКАЛИПСИСА
Дина Хисамова, кандидат искусствоведения, замдиректора по научному обеспечению издательской деятельности Госмузея изобразительных искусств РТ, уверена, что масштаб фигуры Ханова еще не в полной мере оценен, и Набережным Челнам повезло, что он оказался в нашем городе. Челнинцы должны не просто гордиться, а знать, каким уникальным богатством обладают.
– Его монументальные сооружения меняют облик города, вносят духовность в архитектуру однообразных многоэтажек, перпендикулярных улиц. Текучие формы на бульваре Энтузиастов и стела «Энергия» – это монументы эпохального значения. Они не только отсылают к мировым авангардным шедеврам, но и привносят национальную струю. Его «Родина-мать» – это уникальное сооружение, которое завораживает. Ханов изучал искусство великих мастеров – Давида Альфаро Сикейроса, Генри Мура, Эрнста Неизвестного, что отражено в этом монументе, – говорит Дина Хисамова. – «Родина-мать» – это гуманистическая скульптура не просто против войны, а против всеобщего апокалипсиса, когда мир висит на волоске. Эта вещь может отрезвить и остановить, особенно в наше время.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (1)