Медицина
Гинеколог Светлана Хвостанцева: «Пенсионный возраст сдвинули, а климакс – нет»
В беседе с «Челнинскими известиями» гинеколог-эндокринолог затронула актуальные проблемы женского здоровья
Известный в Набережных Челнах врач-блогер Светлана Хвостанцева - о том, куда девались молодые роженицы и почему рожать по 10 детей - это полезно.
Рак эндометрия теперь занимает первое место
– Какие сейчас самые распространенные заболевания в гинекологии?
– Я бы их разделила на несколько категорий, первая – заболевания, передающиеся половым путем. Изменение наших взглядов на половые отношения привело к перекосу. С одной стороны, классно, свобода, а с другой стороны, мы забыли, что есть ЗПП, которые довольно тяжело лечатся и в дальнейшем могут сказываться на состоянии здоровья. Вторая – опухолевые состояния, потому что женщины стали меньше рожать, а также рожать позже, из-за чего повышаются риски рака молочной железы, миомы матки и т. д. Откладываются первые роды и накапливаются заболевания.
– Какие это опухолевые заболевания у женщин?
– Раньше на первом месте был рак шейки матки, теперь рак эндометрия занимает первое место в в структуре онкологических заболеваний женской сферы. Рака шейки матки, провокатором которого является вирус папилломы человека (ВПЧ), стало меньше, потому что к нему стали внимательно относиться, постоянно проводится онкоцитология, лечение стало более активным. Также появилась платная вакцинация от ВПЧ в подростковом возрасте, она делается по желанию родителей. Ведь причина рака шейки матки – это вирус, а вот у рака эндометрия такого патогенетического фактора нет. Тут самый серьезный провоцирующий фактор – ожирение, потому что рак эндометрия чаще встречается именно у женщин с избыточной массой тела, в подкожно-жировой клетчатке есть огромное количество агрессивных гормонов. Этот вид рака в основном встречается после 40 лет.
24-летняя роженица стала музейным экспонатом
– Поздним рождением первого ребенка уже никого не удивишь. Почему гинекологи не стали лояльнее относиться к этому явлению?
– Мы продолжаем призывать рожать раньше, потому что есть понятие «запас яйцеклеток», который у каждой женщины индивидуален, и какой он, мы не знаем. Мы не против современной тенденции «чайлд фри», если есть желание жить без детей – хорошо. Но мы переживаем за тех, кто потом приходит на прием после сорока лет и говорит, что хочет родить первого ребенка. Но что может сделать гинеколог, если у женщины уже нет яйцеклеток, они закончились? И таких, после сорока лет желающих родить первенца, много. Средний возраст, когда встают на учет по беременности первым ребенком, – 28-30 лет. Моложе крайне мало. Когда ко мне приходит 24-летняя и говорит, что у нее двое детей, я смотрю на нее, как на экспонат, а когда-то это было нормой.
– Те, кто до 35 лет или еще позже не родил ни одного ребенка, как могут сохранить свое женское здоровье и способность к зачатию?
– Если у женщины в силу каких-то обстоятельств нет партнера, от которого она хочет родить, есть современные технологии – можно замораживать яйцеклетки. Чтобы потом, когда в 38-40 лет она встретит мужчину своей мечты, не было обидно. Женщине за тридцать современные технологии позволяют сдать их в банк. Иначе женщине за 40 лет предложат ЭКО с донорской яйцеклеткой, а не со своей.
– Как много заложено в нашем банке яйцеклеток?
– В Челнах банка яйцеклеток нет, есть в Казани и Самаре. Но из моих пациенток мало кто идет на это.
– А бесплодия стало больше?
– Роста бесплодия нет, как было примерно 15 процентов населения, так и остается. Но если раньше оно было преимущественно женским, то сейчас мужского бесплодия столько же, сколько и женского. Бесплодные женщины были всегда, просто это не было принято обсуждать и не было возможности сделать ЭКО. Поэтому семьи молча или в открытую усыновляли детей. А сейчас эта тема усиленно обсуждается общественностью. К беременности нужно готовиться хотя бы за шесть месяцев. Убрать дефицит витаминов, микроэлементов, инфекции, заболевания.
– Изменилась ли как-то тактика ведения беременности?
– Этот процесс облегчили, потому что последний приказ упрощен в некоторых вопросах. Например, скрининговых УЗИ теперь два, а не три, и многих специалистов, которым нужно показаться, убрали из списка. Сейчас остались только терапевт и окулист, остальные – по показаниям.
– Заметили ли вы рост гинекологических заболеваний у переболевших коронавирусом?
– Очень сильно стал падать иммунитет, ослабляется организм. Я заметила, что у климактерических пациенток после перенесенного коронавируса обостряются такие симптомы, как потливость, нервозность. Коронавирус больше влияет на сосуды, а они чувствительны именно в период климакса. У пациенток репродуктивного возраста обостряются вирусные инфекции, герпес, грибки.
«Если память стала хуже, значит, уже нужны гормоны»
– Правда ли, что причиной многих гинекологических проблем являются проблемы с печенью?
– В печени производится разрушение гормонов, поэтому если ее функция в какой-то степени нарушена, то происходит дисбаланс метаболитов, разрушенных эстрогенов. Когда становится больше агрессивных метаболитов, то это действительно влияет на матку. От печени могут зависеть опухоли молочной железы, появление миомы связывают с состоянием желчного пузыря.
– Это то, что сейчас называется эстрогендоминированием, то есть нарушение баланса между гормонами эстрогеном и прогестероном?
– В доказательной медицине есть понятие гиперэстрогенемии. У женщин после 35 лет в любом случае падает уровень всех половых гормонов. В этот момент происходит первое падение прогестерона, вот здесь и начинается гиперэстрогенемия.
– Как часто вы назначаете женщинам гормоны, и когда они действительно необходимы?
– Я назначаю их потому, что половые гормоны – это качество жизни. Старение – это снижение половых гормонов. Фитотерапия только прикрывает последствия, которые уже идут на фоне дефицита эстрогенов и прогестерона, она их маскирует, а угасание из-за снижения количества половых гормонов все равно идет. Менопаузальные гормоны – одни из самых изученных, ограничения по длительности их приема нет. Но, мне кажется, упускается момент, женщина не всегда может заметить, что началось угасание. Если память стала хуже, значит, уже нужны гормоны. Конечно, все индивидуально. Всем назначать гормоны при ПМС или сбое цикла тоже не нужно, надо найти их причину.
– Многие боятся пить гормоны…
– Гормонофобия часто выходит боком, потому что пенсию сдвинули, а климакс – нет. Женщина, приближаясь к определенному возрасту, уже даже работать не в состоянии, потому что начинаются климактерические проблемы. Когда мне говорят, что синтетические гормоны – это против природы, я спрашиваю: «А сколько у вас детей?». Когда отвечают, что один, я говорю: «Вы уже пошли против природы. Женщина постоянно должна беременеть и рожать. Природа вас задумала так, что каждый месяц вы должны готовиться к беременности и за всю жизнь родить 10-16 детей».
– Значит, вы поддерживаете и оральные контрацептивы?
– Это надежный способ контрацепции. Если женщина ведет здоровый образ жизни, не ест сладкое, достаточно двигается, принимает витамины, то бояться нечего. Но все по показаниям: кому-то предлагают спираль вместо КОК. Сейчас появились новые спирали для молодых нерожавших девушек.
– Такие методы контрацепции, как спираль, еще не уходят в прошлый век?
– Нет, на сегодняшний день есть спирали, обладающие лечебным эффектом. Это достаточно надежный и дешевый способ контрацепции. Ведь хороший оральный или гормональный контрацептив – это условно тысяча рублей в месяц, а можно поставить спираль пусть за 10 тысяч рублей, зато на пять лет.
– Женщины боятся гормонов, потому что наслышаны о побочных эффектах, у многих начинают болеть ноги, еще что-то…
– Пациенты сильно боятся тромбоза, ожирения от гормонов, а когда спрашиваешь: «А как вы питаетесь?», отвечают: ем обезжиренный творог или сижу на фруктах… Но обезжиренный творог – это углеводы, а лучший фрукт – это овощ.
– А как, в целом, важно питаться женщине для гормонального и общего здоровья?
– Очень важны для формирования гормонов жиры, также важны белки, потому что когда гормон образовался, до клетки его доставляет белок. Главное – убрать сладкое.
– Как вы относитесь к интимной гимнастике?
– У нас нет культуры тренировки мышц промежности, у нас эта тема табуирована. Если культура укрепления этих мышц будет развиваться, чтобы потом не было проблем, будет хорошо.
«Коллеги не понимали, зачем мне блог»
– Вы стали популярным блогером в соцсетях, как пришла идея вести блог?
– Идея пришла моей подруге. Я говорила, что мне это не нужно, но потом решилась. Коллеги не понимали меня. Моя цель была – просвещать и быть на расстоянии вытянутой руки со своими пациентами. Если в процессе лечения возникают вопросы, тем более сейчас, когда ковид, не все могут дойти до врача. Как мессенджер, это очень удобно. Хотя телемедицина у нас еще очень неразвита.
– Вы консультируете пациентов с помощью телемедицины?
– Я не делаю назначений, это незаконно. Заранее могу сказать, какие анализы сдать перед очной консультацией. У меня есть правило: я общаюсь с теми, кто у меня был. Онлайн-консультации у меня нет, я не могу лечить без осмотра. Могу только откорректировать свое назначенное лечение. Лечение другого доктора тоже не могу корректировать.
– Зарабатываете ли вы на блоге?
– Нет, главная цель – просветительская. Как врач, я не имею права рекламировать лекарства. Можно проводить учебу, но до этого я еще не доросла.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)