Реклама
Реклама
18+
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Доходы и расходы

Молодым не стоит вкладывать деньги в сады-огороды. Советы специалиста Маргариты Бухараевой

Почти каждый из нас сталкивается с тем, что денег катастрофически не хватает. Как грамотно планировать и вести семейный бюджет, чтобы денег было достаточно не только на еду и одежду, а можно было скопить на квартиру, образование детей? На чем экономить, а в чем, наоборот, не нужно себя ущемлять? И на что мы тратим деньги зря? Об этом мы поговорили с доцентом кафедры экономической теории филиала Института экономики, управления и права Маргаритой Бухараевой.

Планируем доходы на месяц, пятилетку, и… жизнь после пенсии

– Маргарита Александровна, стоит ли планировать семейный бюджет и как грамотно это делать?

– Планировать финансы обязательно нужно. При этом заниматься нужно не только краткосрочным планированием – в масштабах месяца, но и в масштабах года, пятилетки и, может быть, даже всей своей жизни. Социологи отмечают, что для россиян характерны очень краткосрочные жизненные планы, они живут сегодняшним днем, не определяют перспектив, а жизнь иногда подкидывает неожиданные сюрпризы. Следует помнить, что экономика развивается в рамках циклов, в которых есть стадии подъема и падения. Когда мы говорим о семейном бюджете, то должны иметь в виду, что за подъемом неизбежно последует спад. Поэтому планировать нужно. Особенно помня о том, что довольно быстро наступает пора выхода на пенсию, и к ней в условиях пока еще недостаточной социальной защищенности надо готовиться.

К моменту ухода с работы нужно иметь какой-то запас денежных средств, который будет неплохой прибавкой к пенсии. Например, если вложить деньги в банк, можно будет использовать проценты по вкладу. Но здесь есть две проблемы. Первая – сориентировать молодых, которые в силу возраста просто не могут задумываться о старости, на то, что об этом времени надо позаботиться сейчас. И вторая проблема доверия – люди в нашей стране опасаются вкладываться на такую долгую перспективу. Если государство добьется стабильности, люди начнут инвестировать в свой зрелый возраст и получат возможность полноценно жить на пенсии, позволить себе в это время то, на что в молодости не хватало времени – отдых, хобби…

 

Если у вас нет на черный день хотя бы 100 тысяч, считайте себя банкротом

– А как разделить эти долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные проекты? Как и что нужно планировать?

– О долгосрочных я уже начала рассказывать. Это вклад в будущую пенсию. Еще мне хочется порекомендовать начать откладывать деньги на образование ребенка с момента его рождения. Согласитесь, сейчас даже бесплатное образование требует от родителей больших расходов. Если удачно депонировать вклад на банковском счете, к моменту, когда ребенок поступит в вуз, будет неплохая материальная поддержка. Что касается среднесрочных проектов – это в основном предметы длительного пользования, автомобиль, бытовая техника. Эти покупки планируются сравнительно легко, просто нужно загодя ставить перед собой цели и потихоньку на них откладывать.

Но именно от расходов на месяц, то есть краткосрочного планирования, зависит, сколько денег у вас остается. Для этого сначала надо сосчитать обязательные расходы на коммунальные платежи, связь, питание и выяснить, сколько денег на это уходит. Из оставшейся суммы нужно стараться ежемесячно откладывать 5-10 процентов на сбережения. Существует рекомендация, что накопления, собранные за несколько лет, должны составлять не менее половины нашего годового дохода (при зарплате в 15-16 тысяч годовой доход составляет 180-192 тысячи рублей, а значит, полугодовой – почти 100 тысяч рублей – прим. авт.). Кризис 2008 года показал, насколько чревата не только для личной экономики, но и для экономики страны и мира жизнь без оглядки, без взгляда в будущее. Накопления – страховка, которая нужна любому человеку на случай непредвиденных ситуаций: болезни, свадьбы, похороны…

– Не секрет, что многие сейчас предпочитают не копить, а вкладывать, боясь дефолтов или новых кризисов и обесценивания денег….

– Все специалисты в области финансов и экономики признают, что в ближайшее время дефолт нам не грозит и накопления можно делать. В современной банковской системе России сейчас существует страхование вкладов, сумма страховки довольно приличная, и возможность получить вклад гарантируется даже в случае банкротства банка. Для того чтобы подстраховаться, можно хранить сбережения в разных банках и в разных валютах. Но я считаю, что рублевые вклады – достаточно надежны в настоящий момент.

 

Мы тратим на еду в четыре раза больше, чем европейцы

– Я читала, что ученые советуют распределять доходы таким образом: 60 процентов – на продукты питания и хозяйственные расходы, 10 процентов – на накопления, которые пойдут на крупные покупки или поездки, 10 процентов – на развлечения и удовольствия, 10 процентов – накопления с дальней перспективой и 10 процентов – на непредвиденные расходы. Согласны ли вы с этим?

– Да, распределять расходы нужно примерно так. Но все-таки 60 процентов на питание –  это очень много. Для сравнения, в Западной Европе на питание тратят 15 процентов. Но зато они много тратят на страховки, на свою будущую пенсию. Конечно, нельзя сравнить наши уровни доходов. Но в идеале и нам бы нужно тратить деньги на страхование. Мы же сейчас страхуемся только тогда, когда нельзя этого не делать. Скажем, в случае со страховкой автомобиля. А страховать себя, например, от несчастных случаев у нас не принято. Тогда как расходы на лечение часто бывают большими, и медстраховка очень бы выручила.

– Многие сейчас живут в кредит. Стоит ли брать ссуды?

– Мы сейчас переживаем такой период, который западная Европа прошла лет 50 назад – жизнь взаймы. Конечно, даже я, большая противница кредитов, согласна с тем, что нам придется таким образом покупать жилье. Но и в этом случае можно постараться накопить на первоначальный взнос, чтобы сумма долга не была очень большой, и посчитать, сколько придется переплачивать... Я за то, чтобы брать кредит на образование, это всегда выгодное вложение денег, которое расширяет возможности человека на рынке труда.

А вот на все остальное – можно накопить. Я против того, чтобы покупать в кредит автомобили. Прежде чем покупать машину, надо подумать о том, хватит ли финансовых ресурсов семьи на ее содержание и одновременно выплату ссуды. В конце концов можно начать с покупки подержанной машины. Надо помнить, что самые дорогие кредиты – краткосрочные: на неделю, две, на месяц. Проценты по ним нарастают мгновенно.

 

Вместо того, чтобы копаться на грядках, лучше учить… английский язык

– А что вы можете отнести к лишним тратам – на чем мы могли бы экономить?

– Мы очень много тратим в масштабах нашей национальной экономики на натуральное хозяйство. То есть на наши дачи и садики-огородики. Следует помнить, что главный ресурс любой экономической системы – это время, особенно свободное время. Его ценность в разы выше рабочего времени. Я еще могу понять, если речь идет о пенсионерах, но для работающего человека растить овощи на грядках – не очень рациональное занятие. Вместо того чтобы ездить в сад-огород и возиться на грядках, можно потратить время и деньги на свое развитие, обучение, здоровье, занятия спортом. Вложения в себя позволяют более выгодно «продать» свою квалификацию на рынке труда, тогда на даче можно будет отдыхать от трудов. Урожай с дачи не перекроет все расходы на нее. Некоторые молодые уже перестроились, и дачи приобретают с целью отдыха, строят на них площадки для занятий спортом. Понятно, что всегда будут люди, которым нравится возиться с землей и которые копаются на грядках из любви к искусству. Но наши доходы растут, и можно уже переложить производство продуктов на профессионалов.

У нас много  лишних трат. Мы падки на рекламу и покупаем зачастую не совсем нужные нам товары, с размахом отмечаем праздники в ущерб собственному карману и здоровью, излишне много тратим на сотовую связь при наличии альтернативных вариантов – интернета, IT-телефонии, хотим иметь то, что есть у других. Не открою Америки, если скажу, что жить нужно по средствам, а не уподобляться героине Ильфа и Петрова Эллочке-людоедке в ее погоне за миллиардершей Вандербильдихой. Наверное, не нужно мечтать о норковой шубе в 20 лет, ее в этом возрасте носить неприлично, на такие вещи надо заработать самостоятельно. Хочется большего – учись зарабатывать больше.

«Накопления должны составлять не менее половины нашего годового дохода», – говорит М. Бухараева.

прежде чем выращивать овощи на даче, подумайте, перекроет ли урожай все расходы на него. (Фото с сайта www.vedom.ru)

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (25)
  • 30 марта 2012 - 08:51
    Тра-та-та
    "Но все-таки 60 процентов на питание – это очень много." Маргарита Бухараева невнимательно слушала вопрос - "60 процентов – на продукты питания и хозяйственные расходы". А хозрасходы включают оплату ЖКХ, после которой на продукты хрен что останется.
  • 30 марта 2012 - 10:07
    ирина
    не надо отваживать молодых от работы! Язык - языком, а помощь родителям превыше всего
  • 30 марта 2012 - 14:16
    Ирина Т.
    Маргарита Александровна, конечно, многих удивила. Для большинства людей далеких от экономики это покажется странным: страховка, накопления, жизнь без кредитов. Когда-то она повергла в шок всю нашу группу, заявив что наши сады и огороды только мешают нам развиваться и становиться профессионалами. Сейчас я понимаю, что она абсолютно права. Каждый должен заниматься своим делом, тогда работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Спасибо Вам, Маргарита Александровна за Ваши мудрые советы! Здоровья Вам и благополучия во всех делах!
  • 30 марта 2012 - 18:15
    малланур
    Все будем учить (аглицкий ) и развиваться А что жрать будем ? Каждому своё...
  • 30 марта 2012 - 18:15
    Челнинка
    Я - Банкрот (
  • 30 марта 2012 - 20:14
    Владимир
    Маргарита Александровна не рассматривает возможность как возможность молодых семей без детей или с детьми, которым до учебы в школе ещё далеко, обеспечением жильём!... Таким образом можно снизить много ежемесячных затрат. Например: расходы на коммунальные расходы, затраты на автостоянку для автомобиля(ей), но даже и транспортные расходы могут уменьшиться для работающих вне города... И не мало важный фактор - это стоимость постройки жилья на дачном участке! Вот лично для себя построить домик с круглогодичном проживанием в 60 кв.м. с септиком обойдётся за 600тыс.руб. И даже расходы планируются не превысить 3тыс.руб в месяц в этом году не семью в 3 человека за проживание на даче!
  • 30 марта 2012 - 22:29
    экономист
    у тех, кто маломальски следит за развитием мировой экономики, эта статья ничего, кроме милой улыбки вызвать не может, конечно... А для неучей такие советы можно писать хоть три раза в день!
  • 31 марта 2012 - 00:29
    челнинка
    Про сады-огороды - это очень точно. Мы тратим на этот огород массу денег и свободного времени из-за родителей, для которых он смысл жизни, но этот "смысл жизни" они уже не тянут, в итоге тянуть приходится нам, детям, воспитанным в почитании взрослых. И так живет большинство челнинцев. У кого нет сада-огорода, есть деревня. Это еще более жесткий вариант. Вот такая карма!
  • 31 марта 2012 - 00:34
    Эльмира
    Сейчас как раз по СТС "Уральские пельмени" показывают инсценировки про этот исконно российский феномен - бессмысленные и беспощадные фазенды.
  • 31 марта 2012 - 12:26
    ольга
    узнала про 100 тысяч рулей заначки и расстроилась!Я - банкрот и значит, мне теперь умереть?Нет, я лучше мобилизуюсь и буду копить и поеду отдыхать!один раз живем
  • 31 марта 2012 - 13:14
    Юля
    Не согласна с Эльмирой. Почему бессмысленные фазенды? Например у нас соседи по даче молодые, и не одни такие, всё лето живут там, на работу ездят на машине, посадили смородину, малину, несколько яблонь, остальное засеяли травой, рядом Кама... Летом за городом очень хорошо, как вариант, кто не может поехать в отпуск или построить себе коттедж.
  • 31 марта 2012 - 15:19
    Белова
    Зачем так ультимативно отвергать дачи ,всё по желанию и у старшего поколения, и молодёжи. Одна стандартная дача может обеспечить ягодами,фруктами и овощами несколько семей.У старших есть время - больше занимаются ей ,молодёжь с детьми на отдых приезжают и витаминизацию. Даже ,если и не приезжают ,то привезём с доставкой ,т.к.знаем ,что они уработались на заводе и подработках , отрабатывая свои ипотеки и кредиты.
  • 31 марта 2012 - 18:30
    пупкин
    если бы не дачи-огороды, потери населения от катастройки и дефолта 98-го были бв несоизмеримо больше. в мире грядут тяжелые перемены и значит те экономисты которые советуют отказаться от нашего традиционного способа выживания - предатели и вредители. Колыма по ним плачет.
  • 31 марта 2012 - 21:28
    Белая Роза Раисовна
    Не верьте госпоже Бухараевой. Земля это наша единственная ценность. Экономисты пророчат через 20-30 лет острый дефицит продовольственных товаров, особенно НАТУРАЛЬНЫХ, это что означает? Если не иметь своего участка будем( вернее дети и внуки) будут питаться синтетическими продуктами. А прибавьте к этому нашу проблемную экологию. Считаю советы Бухараевой в части дачных участков вредительскими. А где приучить ребенка к труду, к уважительному отношению к природе, как не на собственном садовом участке и на собственном примере. Ее советы для европейцев, не имеющих достаточных площадей, где земля на вес золота. Приобретайте земельные участки и с радостью осваивайте. Это конечно советы для семейных людей.
  • 1 апреля 2012 - 10:35
    нина ивановна
    удружили! внук тычет газетой и говорит, что на дачу ни ногой. и так был оболтс, но хоть на даче помогал. я его одна рощу, и что теперь - он на диване будет лежать, а его кормить и горбатиться?
  • 1 апреля 2012 - 11:55
    людмила
    у нас 20 семей живут круглый год на даче своя стоянка свой сад огород фитнес не надо платить овощи с грядки а как все зацветет красотв
  • 1 апреля 2012 - 20:44
    Сергеева
    Где, как не на даче, семья может почувствовать себя единой, по три поколения собираются вместе работают и отдыхают. Не такие уж большие наделы чтоб там упахиваться, помощь, в основном нужна весной, так ведь как хорошо почувствовать здоровую физическую усталость и не от сиденья за компьютером. Где ещё вы покормите своих сорванцов с грядки, первыми, самыми вкуснми ягодами? Ну кормите этой синтетикой, что за большие деньги продают, неизвестной чем напичканной, специально обученными людьми. А на учёбу и развитие хватает восьми месяцев зимы, а летом на воздух, природу, витамины, это за деньги не купишь.
  • 2 апреля 2012 - 08:20
    пупкин
    вообщем, дорогая редакция, передайте Маргарите Бухараевой, что челнинцы не разделяют ее точку зрения и поэтому она может идти на все четыре стороны. ее вредительские советы больше нам не интересны.
  • 2 апреля 2012 - 08:37
    челнинка
    Пупкину: за всех лучше не говорить. Я, к примеру, согласна с Бухараевой. Дачи в том виде, в каком они есть у большинства, это вчерашний день. Но если кому-то не хочется жить современно, пожалуйста, продолжайте в том же духе. Это ваше право.
  • 2 апреля 2012 - 09:24
    челнинец
    Из поколения в поколение жизненно важно передавать опыт выживания. Если Европа уйдет под воду, ВТО перестанет кормить Россию, кончатся заначки в закромах, не будет книг с описанием процесса создания продуктов питания, не будет семян,чем будут питаться потомки? В жизни никто ни от чего не застрахован, любой может оказаться в таких условиях, когда придется самому сеять и выращивать под угрозой голодной смерти. Потомкам в наследство надо оставлять не "рыбу", а "удочку" и необходимые умения и навыки. Клочок земли на даче - это не зона пребывания на каторге, а учебное пособие.ВТО не ВТО, но Россия поймет, что свои шампиньоны безопаснее и питательнее, что импортные тепличные овощи не лучше своих тепличных, что кормить свой народ грузинским укропом за 560 руб/кг - это глупость и т.д.
  • 2 апреля 2012 - 09:51
    Ирина Т.
    ну зачем столько негатива? Маргарита Александровна говорит буквально следующее: - "для работающего человека растить овощи на грядках – не очень рациональное занятие. Вместо того чтобы ездить в сад-огород и возиться на грядках, можно потратить время и деньги на свое развитие, обучение, здоровье, занятия спортом. Вложения в себя позволяют более выгодно «продать» свою квалификацию на рынке труда, тогда на даче можно будет отдыхать от трудов. Урожай с дачи не перекроет все расходы на нее." И где вы только увидели призыв ВООБЩЕ отказаться от приусадебного хозяйства? Прежде чем осуждать автора статьи, нужно внимательно разобраться в том, что имеет ввиду ОН, а не автор предыдущих комментариев:)
  • 2 апреля 2012 - 11:58
    Шива
    Странно слышать от экономиста такие советы. Любой риэлтер скажет, что вложение в землю - одно из самых прибыльных. Потому что земля, в отличие от денег, никогда не обесценится. Даже не важно - будет там кто-то пахать или нет. Многие дачи уже становятся участками под коттеджи. Особенно в черте города.
  • 8 апреля 2012 - 21:23
    Ольга
    Может быть,г-жа Бухараева хороший экономист,но я считаю, что психолог она никудышный.В её понимании дачу приобретают только для того,чтобы "горбатиться" на ней для обеспечения себя овощами.Когда мы приобрели дачу,мне было 30 лет,у меня было двое детей дошкольного возраста.В пятницу после работы мы всей семьей уезжали на дачу и возвращались в воскресенье вечером.Мои теперь уже взрослые дети вспоминают это время как самое счастливое.2 дня,проведенные вместе,хоть как-то компенсировали дефицит общения с детьми.Мы много разговаривали, купались,вместе готовили обед,сын с отцом ходили на рыбалку, вечерами смотрели на звёзды и слушали лягушек и соловьёв.Неужели можно было променять эти счастливые мгновения на изучение английского или просмотр телепередач или,как пишет г-жа Бухараева,занятия самоусовершенствованием?! В своё время я училась в музыкальной школе,а в жизни мне это совсем не пригодилось. До сих пор жаль,что впустую потрачено столько средств и времени.Молодым семьям обязательно нужно приобретать дачи,чтобы они проводили свои выходные вместе с детьми на свежем воздухе,а не "занимались самоусовершенствованием" в душных городских квартирах в то время как их дети предоставлены сами себе и непонятно чем занимаются.
  • 11 апреля 2012 - 10:23
    Анна
    Насчет дачи также не согласна. Я считаю дача -это мое хобби. И мой ребенок обожает ездить на дачу. Мне ничего не стоит купить овощи-ягоды у других, но какое удовольствие я получаю, когда выращиваю все сама. А цветущий сад, красивейшие цветы, которые так радуют глаз - зачем приравнивать это к рациональности? Дача меня здорово релаксирует. С таким же успехом автор статьи может утверждать, что поездки на море это тоже не рациональные расходы.
  • 7 мая 2012 - 09:55
    Игорь Ащеулов
    Автор явный представитель Западной концепции управления страной.В америке готовится закон о запрещении выращивания на своем участке кроме травы объясняя тем этим должны заниматься профессионалы о покупать продукцию только в гипермаркетах,увеличивая доля ГМО в продуктах питания,а это скрытая форма геноцида населения.В концепции общественной безопасности КОБ это пятый приоритет обобщенных средств управления наряду с алкоголем ,табаком ,наркотиками.Уважаемые Челнинцы и Нижнекамцы выращивайте свою продукцию воспитывайте детей внуков через труд и общения с природой и не поддавайтесь западным стандартам мировоззрения оставайтесь концептуально властными для начала на своем огороде.
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Актуальное видео
  • 18 сентября 2023 - 10:14
    Имущественные налоги до 1 декабря
  • 14 сентября 2023 - 13:55
    «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан»
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Опрос
  • 28 сентября 2023 - 11:30
    Слышите ли вы своих соседей?