Общество
Почему в магазинах продают чеснок из Китая, а не отечественный
Мнение фермера из Татарстана
Марата Зиятдинова прозвали чесночным магнатом. Пять лет назад он начал выращивать семена чеснока, и сегодня у него самая большая плантация в республике. Он сосредоточен только на семенах, и поставлять зрелый чеснок в торговые сети не планирует. Почему заграничный чеснок вытесняет отечественный, он объяснил корреспонденту «Челнинских известий».
Оставил руководящий пост в энергетике
Магнат не нефтяной, а чесночный, живет в соседнем Заинском районе. У него самая большая в республике плантация чеснока – 15 гектаров. При слове «магнат» ожидаешь увидеть мужчину в костюме, на авто представительского класса с личным водителем.
"Но это не про Марата Зиятдинова. И ему это и не нужно", – шутит чесночный магнат.
Иномарка для деловых выездов и костюм для официальных встреч у него, конечно же, есть. Вот только в поле они не нужны, там лучше обычная спецовка, трактор, за рулем которого находится сам предприниматель.
"В крестьянском фермерском хозяйстве – ты и директор, и тракторист-механизатор, и грузчик, и бухгалтер. И это притом, что вырос в городе. Видимо, гены. Я из сельской семьи, сбежавшей из деревни в город. Отец работал главным агрономом, директором сельхозтехники, мама тоже знакома с сельским хозяйством", – признается Марат.
Идея выращивать чеснок на больших площадях пришла на втором курсе института, где он учился бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. По мнению Зиятдинова, чеснок – это рентабельная культура, несправедливо забытая в России.
После института он параллельно с основной работой стал развивать бизнес – оформил ИП. Сначала работал у фермера бухгалтером, потом на Заинской ГРЭС, где у него был карьерный рост. Работал машинистом-обходчиком котельного оборудования, слесарем, техником. Потом предложили стать сменным инженером, но с условием, что он оставит чесночный бизнес.
"Поняв, что на двух креслах не усидишь, написал заявление и ушел из энергетики в сельское хозяйство. На меня тогда смотрели, как на дурака", – смеется он.
Первые четыре года работаешь в убыток
Бизнес у Зиятдиновых семейный. На пару с братом они первоначально вложили 800 тысяч рублей – это кредит. Средства пошли на закупку 3 тонн семян и доставку его из Краснодарского края.
Выбрали сорт «Добрыня» – хорошо переносит морозы, хранится дольше. Сейчас он районирован под наш климат – выращен в республике от семян до цельного зубчатого чеснока. К слову, краснодарские аграрии, продавая чеснок, проконсультировали фермера из Татарстана. Позже Марат и сам получил образование в сфере аграрного бизнеса.
"Окупается чесночный бизнес не сразу – первые четыре года работаешь в убыток. В первый год выращиваем из «воздушки», то есть из семян в стрелках (моя методика). Семена собираем, сушим, дробим, чистим от шелухи, пропускаем через сито. Каждое семя должно быть не больше и не меньше пяти миллиметров. Отбраковка составляет от 5 до 10 процентов. В середине сентября сеем семена. После зимы, на следующий год, поле с чесноком не трогаем. На третий-четвертый год вносим гербициды от сорняков и производим рекультивацию", – говорит Марат.
По его словам, если своевременно не сделать обработку от сорняков, то можно остаться без урожая. Среди начинающих фермеров таких примеров немало.
Еще одна сложность при выращивании чеснока – это то, что в основном используется ручной труд. Сбор семян, их обработка, уборка, обрезка, подвязка чеснока делается вручную – не изобретена для этого спецтехника. Сначала было тяжело с поиском работников, но с продвижением соцсетей дефицита не стало.
"С уборкой помогают сельчане из деревень и заводчане из города – приезжают после основной работы. Оплата труда сдельная – от 1000 до 1200 рублей за день, она зависит от метража и килограммов", – объяснил фермер.
Китайцы впереди планеты всей
На четвертый год Марат заработал первый миллион и вышел на окупаемость.
"С одного гектара собираю от трех до четырех тонн семян чеснока, стоимость одной тонны составляет 250 тысяч рублей. Те гектары, которые у меня засеяны сегодня, – уже проданы. То есть еще урожай не собрали, а покупатели уже есть. Мои клиенты – фермеры со всей России: Башкортостана, Ульяновска, Волгограда, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Ижевска. Звонили и интересовались даже из Австрии и Израиля", – рассказал Зиятдинов.
Кстати, предприниматель занят выращиванием и продажей только семенного чеснока. Возможности выращивать товарный чеснок и поставлять его в торговые сети у Марата нет. Другое дело – китайцы, у которых это поддерживается правительством.
"Почему китайцы впереди планеты всей по выращиванию чеснока? Потому что у них в свое время была государственная программа по поддержке сельского населения. Они выбрали выгодную нишу и производят чеснок в колоссальных объемах. 80 процентов чеснока в наших магазинах поставляется из Китая, 15-17 – из Беларуси, Ирана, Египта, Узбекистана и только 3-5 процентов – из России", – проанализировал ситуацию бизнесмен.
У заграничных производств, по мнению Марата, есть заготовительные конторы и специальные хранилища, где чеснок в надлежащих условиях хранится до продажи. Строить такие оборудованные помещения – затратное дело, нужна поддержка государства.
"Тогда бы и число чесночных фермеров выросло, так как они бы знали, что смогут продать чеснок товарного вида. Дальше перекупщик будет поставлять его в торговые сети. Ни один крупный ритейлер не будет работать с разовыми объемами, например, в десять тонн", – объяснил Зиятдинов.
Страх фермеров перед невозможностью сохранить чеснок в нормальном товарном виде ведет к тому, что они сажают всего лишь пять-десять гектаров, например в Сармановском и Спасском районах, и реализуют его как семенной. Тем более когда есть риски. Один фермер получил грант в три миллиона рублей, и в первый же год у него замерзло пять гектаров чеснока.
Редко кто позволяет себе посадить 50 гектаров. Это делают краснодарцы, но и у них уже на этапе выращивания бывает все продано. И их чеснок точно не дойдет до татарстанских магазинов.
"Несмотря на все сложности, планирую расширять площади по посадке чеснока – до 30 гектаров, – подытожил фермер. – Планирую развивать не только чесночный бизнес, но и разводить мясное стадо – баранов, лошадей. Для этого рассчитываю взять грант по государственной программе «Семейная ферма».
фото на превью pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)