Общество
«Зиму не переживут»: художники хотят спасти скульптуры из заброшенной «Золотой горки»
Наследие СССР хотят восстановить и, возможно, украсить им Челны.
На днях члены челнинского Союза художников выехали на территорию «Золотой горки», где некогда располагался знаменитый в советские времена пионерский лагерь. Они нашли там много полуразрушенных скульптур: групповые и одиночные фигуры пионеров, животных, сказочных героев. Записали видео, в котором попросили собственника объекта связаться с ними, чтобы на законных основаниях можно было вывезти скульптуры и отреставрировать их. «Челнинские известия» пообщались с инициаторами восстановления арт-объектов.
«Лагеря сравнивают с землёй, фигуры закапывают»
Как рассказал нашему изданию скульптор Александр Музлов, сам он из семьи художников. Родился в Подмосковье. В раннем детстве, вместе с семьёй, перебрался в Челны, здесь прожил до 21 года, затем вернулся на родину. Годы зрелости художника прошли во Владимирской области. Мастер по дереву, живописец, каменщик – так охарактеризовал свой творческий диапазон Музлов. И вот по истечении 20 лет он решил обосноваться в автограде. Один из первых вопросов, который он задал коллегам по творческому цеху: где в городе можно найти изваяния а-ля «девушка с веслом»?
Скульптурами советских времен Музлов начал интересоваться с тех пор, как наткнулся на разрушенную скульптуру воина-солдата, отреставрировал ее. Теперь он питает слабость к таким объектам.
– В Московской и Владимирской областях много заброшенных мест, в том числе пионерских лагерей, фабрик и т. д. За такими территориями охотится крупный бизнес, чтобы объект сровнять с землёй и на его месте построить очередной коттеджный посёлок. Разумеется, «пионеры с барабанами» новым владельцам не нужны. Бетонных мальчиков и девочек сваливают в ближайший овраг и засыпают землёй. Так мы практически потеряли целый культурный пласт, – говорит Музлов. – Некоторые ставят под сомнение художественную ценность таких произведений. Дескать, их штамповали конвейерным способом. Зачем плакать по советскому лубку? Отчасти критики и правы – в свое время выпуск таких скульптур был поставлен на широкую ногу. Но даже эти «потоковые» мальчики отличаются друг от друга – сюжетом, одеждой, позой. Я как-то сравнил три скульптуры девушек-волейболисток – каждая неповторима. Мяч в руке, поворот головы, фигур – все же отличаются. Встречаются и авторские вещи. Скульптор при жизни, возможно, эту работу и в грош не ставил, хотя внёс в неё что-то свое. А сейчас мы ею любуемся, – говорит художник.
А главное, считает мастер, таких объектов в России осталось крайне мало.
– Вы знаете, что настоящих, монументальных постаментов Ленина по стране не так уж много и было – всего 7 тысяч. Сейчас еще меньше. Хотя это часть истории России, и её надо беречь, – сказал специалист.
Что же касается скульптур из пионерского лагеря «Золотая горка», то подобных сейчас вообще нет, уверен Александр.
– Есть уникальная композиция, где мальчик отбирает мяч у девочки. В этой работе столько динамики, в ней заложена своя история – нигде не видел подобного, – говорит художник.
Ценной Музлов считает и композицию «Семья». Она, конечно, более статична, но второй такой точно нет. Также художника удивило количество анималистических скульптур в «Золотой горке»: утки, олени, собачка.
«Чувствуется рука Зиминой»
Руководитель челнинского Союза художников Ленар Ахметов согласен с коллегой – скульптуры «Золотой горки» обладают культурной ценностью.
– У меня есть версия, что это работы известного челнинского скульптора Лидии Зиминой, автора композиции «Джалиль» в одноименном сквере. После ее смерти сын сейчас разбирает семейные архивы – очень надеемся, что там найдется упоминание о работе в «Золотой горке», – говорит художник.
В любом случае – это привет ушедшей эпохи, которая многое нам дала, отмечает Ахметов.
– Такие фигуры становились фотозонами, как сейчас принято говорить. Возле них делались снимки на память. Они также указывали на функционал той или иной площадки – их ставили возле входа в столовую, игровую площадку и т. д. Скульптуры были идеологическим фоном лагеря, где культивировались семейные ценности, любовь к природе,– подчеркивает собеседник.
Ахметов уверен, что «пионеров» надо спасать.
– Ещё недавно мы приезжали в «Золотую горку» – скульптуры были целыми. Сейчас все наоборот – найти целую фигуру крайне сложно. Постамент девочки, у которой отнимают мяч, полуразрушен. Многие объекты лишились голов, рук, ног, других частей. У меня возникло стойкое ощущение, что это дело рук вандалов. Как будто кувалдой по ним били. Погода так не работает – если вода попадает внутрь скульптуры, то она раскалывается и сыпется, – говорит художник.
Ахметов также выразил надежду, что к погрому не причастен собственник территории.
– Зачем что-то ломать, если можно все вывезти в ближайший овраг и закопать. И просто счастье, что этого не случилось, – говорит руководитель общественной организации.
Сейчас Союз художников ищет балансодержателя «Золотой горки» – направляет запросы. Была версия, что он принадлежит парку «Нижняя Кама», но там от объекта открестились.
– По некоторым данным, лагерь одно время находился на балансе образовательного учреждения. В любом случае на наши призывы пока никто не отозвался, – говорит Ахметов.
А решать вопрос с вывозом необходимо срочно, считает художник. Поскольку ещё одну зиму скульптуры просто не переживут.
– Я подготовил свою мастерскую под их размещение. Там и будем реставрировать. До октября надо организовать транспортировку, – говорит Ахметов.
Если скульптуры все-таки удастся спасти, что с ними будет в дальнейшем, спросили мы художника.
– У нас в городе есть общественные пространства, которые, мягко говоря, не насыщены арт-объектами. Можно поставить туда. Фигуры из «Золотой горки» не связаны между собой композиционно. Они вполне могут существовать и по отдельности. А их появление в местах отдыха челнинцев сделает их более уютными, интересными и даже ценными, – считает художник.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)