Реклама
Реклама
Набережные Челны, ...
Экспресс-новости
Реклама
Последние комментарии
Реклама
Персона

Город не должен стесняться хрущевок, лебедей из покрышек и стеклянных торговых центров – считает художник Ленар Ахметов

Молодой, модный и необычный художник Ленар Ахметов успел поработать и проявить себя в Москве и Казани, но местом силы считает Набережные Челны – свой родной город. Для него он – не «спальник» с одинаковыми домами-коробками, а город супрематизма. Здесь он воспитывает своих детей, пишет картины, работает дизайнером и мечтает о собственной мастерской.

Ленар, а это не противоречие, когда художник работает дизайнером? Или иначе невозможно творческому человеку заработать на жизнь?

– С одной стороны, на художника нельзя вешать ярлыки – «живописец», «график», «скульптор». Художник может быть и тем, и другим, и третьим, он может быть одновременно дизайнером, писателем и музыкантом. Ведь творцы эпохи возрождения не ограничивались одним видом искусства. Мы их знаем как художников, изобретателей, писателей и скульпторов.

С другой, действительно, современный художник должен на что-то жить. Если он лишь продает картины, то вынужден подстраиваться под определенные вкусы потребителей. Является ли он художником в этот момент? Скорее всего, нет, он становится ремесленником, который работает на поток. Дизайнер тоже работает на заказ, и я зарабатываю дизайном, зато в изобразительном искусстве свободен. Дизайнерские деньги дают мне возможность содержать семью, покупать подрамники и холсты, то есть обеспечивать творчество и писать то, что я хочу. В Москве я работал в фирме по ландшафтному дизайну, в Казани занимался дизайном интерьеров, сейчас в Челнах получаю заказы на предметный дизайн (это создание декоративных предметов, светильников) и дизайн интерьеров. Согласитесь, сделать штучную вещь для конкретного человека – это тоже почти искусство.

В городе вас знают как создателя необычных художественных серий: то вы рисуете марки, к которым прилагаются философские записки, то создаете «долларовую» серию, где лица известных людей вписаны в купюры. То используете фотографии в живописных полотнах. Есть еще сюрпризы в вашем ящике пандоры?

– Этим летом я поехал в Булгары. Когда решил начать писать, понял, что подрамники взял, а холсты забыл в Челнах, но не ехать же за ними обратно. Поэтому пошел в местный магазин хозтоваров и купил обычную клеенку с цветочками. Натянул ее на подрамник и начал писать прямо поверх орнамента. Работал с натуры акрилом, попытался эти цветочки сделать частью полотна, где изображены исторические памятники Булгар. Потом было еще несколько работ, где я использовал ажурные клеенки, были еще работы и на клеенках с картинками, например, «Побег из рая». Так начала рождаться серия, которая сейчас выставлена в Казани.

В этой работе использована обыкновенная китайская клеенчатая салфетка
Так создавались первые работы серии на клеенке, прямо в музее-заповеднике Булгар

 

Наш город часто упрекают в отсутствии архитектуры, в визуальном однообразии: дома-коробки, комплексы-квадраты. Что вы, как художник, могли бы на это ответить?

– У нас есть скульптуры Ильдара Ханова, его работы до сих пор современны и актуальны, своей текучестью они разбивают визуальный супрематизм Набережных Челнов. Но если подобные объекты поставить в Елабуге, там они будут не в тему. Так что монументальное творчество Ильдара Ханова – лицо нашего города. Кстати, Казань уничтожила почти все его работы, у нас же к ним отнеслись бережнее. Перед гостиницей «Татарстан» стояла скульптурная композиция, ее не разрушили после того, как построили там очередной торговый центр, а переместили к центральной библиотеке.

Горожане скульптуры Ханова не особо ценят, у них даже есть обидные прозвища.

– Зато они воспитывают художественный вкус. Просто людей 70 лет кормили соцреализмом, им трудно перестроиться.

Вы упомянули об очередном торговом центре. Действительно, город в последнее время наполнился однотипными стеклянными зданиями, как вы к ним относитесь?

– Я думаю, что это хорошо, пусть они появляются, но наступит момент пресыщения, и вот тут придет время других, более художественных форм, например, монументальной росписи. Стеклянные коробки – не так страшно, хуже, когда старые здания закатывают в композиты, пластиковые панели. И пусть даже эти здания 70-х годов – простые коробки, пока не имеющие архитектурной ценности, но эти здания построены в определенную эпоху, хрущевки – это символ времени, это история. Конечно, с пластиковыми фасадами стало чистенько, но эти объекты можно было содержать в чистоте и без современных композитов.

Нужно пытаться все сохранять, даже ЖКХ-арт: этих чебурашек с крокодилами Генами, в них есть милый наив. Между прочим, этот тип творчества эволюционирует. Сейчас, например, можно встретить барашка из монтажной пены или лебедя из автомобильной резины.

Но это же попса, точно так же, как и картины с березами и водопадами на рынке. Разве это хорошо? Это же убивает художественный вкус.

– И это тоже не подлежит разрушению. Ведь когда человек создавал лебедя из покрышки, им двигал творческий порыв. Это не вызывает художественного отторжения, потому что желание творить похвально. При этом в этом наивном арте нет чернухи.

А картины с березами и водопадами… Если люди считают их красивыми и украшают ими свои жилища, то ради бога, это их выбор. Если эта березка радует глаз – пожалуйста. А те, кто их нарисовал, тоже хотят кушать. И я бы не сказал, что это принижение искусства. Художники во все времена подстраивались под потребности публики.

Расскажите о своей семье, о корнях. Как вы попали в изобразительное искусство?

– Мама и папа – обычные рабочие люди, бабушки и дедушки – из деревень. Я до трех лет не говорил по-русски, потому что мое детство прошло в татарской деревне в Нурлатском районе. Именно там и скопил определенный багаж, эмоциональный опыт, который сегодня могу использовать в своем творчестве. Благодаря деревне у меня выработалось чувство юмора, которое заметно и в работах. В деревнях любят подколоть, сострить. Даже в «долларовой» серии есть ирония, причем чисто деревенская.

А в художественной школе я оказался в начале 90-х, мне было лет 13. Тогда процветала подростковая преступность, родители переживали, что я попаду не в ту компанию. Тем более, что отец был милиционером, а я слушал панк-рок, металл, и это он не одобрял. Для отца неформальная культура была враждебной и почти преступной. Одновременно я рисовал.

Мама восхищалась моими работами, хотя мне казалось, что это ерунда, а она их собирала. Вот они и пригодились для поступления в художественную школу. Кстати, она до сих пор хранит мои детские рисунки. Благодаря вере мамы в мои силы, я и определился со своим будущим.

Автопортрет
Ленар Ахметов увлечен и музыкой: слушает рок, панк-рок, металл

 

Приближается Новый год. Наверняка для вас, как для натуры творческой, это особенное время.

– Это волшебное время, которое позволяет мне ближе общаться с детьми. Со старшим сыном, которому сейчас 9 лет, мы долго писали письма Деду Морозу, правда, совсем недавно он признался, что уже давно в него не верит, потому что увидел воспитательницу в детсаду, переодетую в красную шубу. Мы с ним договорились, что он не расскажет о своем открытии младшему брату, которому пока только полгода.

А еще в предновогоднее время следует подводить итоги, планировать будущее. В 2015 году хотел бы, чтобы у меня появилась собственная мастерская, чтобы я больше занимался творчеством и меньше – коммерческими заказами. А мой итог уходящего года – это рождение сына. Вообще, я благодарен своим детям, ведь они дают мне возможность возвращаться в детство.

«Долларовая» серия – портрет художника Хамзы Шарипова.
Найдите в этом пейзаже цветы, оставшиеся от кухонной клеенки.
Работа из серии «Марки»
Еще одна работа, выполненная на клеенке
портрет Жон Жон

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в Instagram, ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Поделиться:
Комментарии (26)
  • 12 декабря 2014 - 09:21
    Ахаха
    Ну конечно!!! лебеди - это ж вверх искусства!!! не надо стесняться...
  • 12 декабря 2014 - 13:18
    Молодец
    Молодец! В нём чувствуется удивительное сочетание татарского традиционализма с модернизмом. Думаю, у него хорошее будущее художника... Да и крепкие деревенские основы дают надежды на обычное человеческое счастье. А вот тому, кому не нравятся лебеди, тому не нравятся и Ханов, и вообще всё, что выходит за рамки шишкинских медведей...
  • 12 декабря 2014 - 13:20
    Хи-Хи!
    Шедервы!Шедервы мяровогу исикуства!
  • 12 декабря 2014 - 13:29
    Bro
    Лично мне по душе эти картины.
  • 12 декабря 2014 - 14:09
    Андрей
    Я конечно не специалист, но судя по представленным работам, ничем непримечательный художник. Ученики и выпускники школы искусств "ДА-ДА" показывают более привлекательные и запоминающиеся картины.
  • 12 декабря 2014 - 14:29
    Андрею
    ...сказал бывший выпускник школы Да-Да
  • 12 декабря 2014 - 14:54
    Маша
    Мазня. Я бы такое даже в общественном туалете не вывесила.
  • 12 декабря 2014 - 14:54
    Игорь
    ХУДОЖНИК! Наверно от слова ХУДО?
  • 12 декабря 2014 - 15:05
    Город своих героев высасывает из пальца.
  • 12 декабря 2014 - 15:31
    наталья
    набежали любители рыночных картин про лебедей и водопады обсудить то, в чем они ну о-о-о-чень "понимают".
  • 12 декабря 2014 - 17:18
    УмнеГ
    Наш город действительно авангардный, судя по архитектуре. И не тольео наш город к авангарду причастен, многие небольшие города.
  • 12 декабря 2014 - 17:28
    Верно
    Город - авангард! Это точно.Заборы вдоль трамвайных путей,отсутствие общественных туалетов,транспортной инфраструктуры. Этакий колхозный авангард!
  • 12 декабря 2014 - 17:28
    Разиля
    Очень интересные, оригинальные, необычные картины! Особенно понравились мне портреты. Только вот розочки, которые остались от клеенки, на мой непросвещенный взгляд, лучше бы закрасить, а то они придают картинам какой-то наив, тем самым упрощая их. А шишкинских медведей я вообще не считаю за искусство - такие картины не содержат в себе какого-то философского смысла, не заставляют задуматься о смысле жизни, о вечном, они не создают особых эмоций и настроения. А наш город, действительно, оживляют и украшают только скульптуры Ильдара Ханова, но многие этого не понимают в силу навязанного и привитого всем примитивного вкуса в духе соцреализма.
  • 12 декабря 2014 - 18:42
    Андрей Разиле
    А эти полотна,какие мысли вам навеяли, какой в них филосовский смысл?
  • 12 декабря 2014 - 21:28
    проавдолюб
    Друзья мои, не спорьте! Как говорится-"одному нравится попадья-другому попова дочка"! Никто никого не заставляет насильно смотреть, это как на рынке-не нравится-иди дальше. Всё имеет свое место под солнцем, независимо от наших симпатий!
  • 12 декабря 2014 - 21:54
    Олег Иванович-Андрею
    Какие полотна-такие и мысли... Негоже смеяться...(далее по тексту). )))
  • 12 декабря 2014 - 21:56
    Олег Иванович
    А в целом мне понравилось.Уж лучше на клеёнках,чем на заборе... )
  • 12 декабря 2014 - 22:37
    они такие
    Тулуз-Лотрек рисовал своих танцовщиц на салфетках, а Писассо вообще на всём, что попадалось под руку, и всем, что могло оставлять линии...
  • 12 декабря 2014 - 23:50
    лена
    да мы хрущевок-то и не стесняемся,мы просто там живем
  • 13 декабря 2014 - 09:32
    Андрей
    Я так понимаю, раскрыть глубинный смысл и заложенную филосовскую мысль никто не смог.
  • 14 декабря 2014 - 09:21
    Хамза
    По поводу творчества Ленара Ахметова есть и положительные и отрицательные отзывы, и это нормально...В его работах конечно есть много чего, в том числе и наив...Но наивно со стороны зрителей воспринимать изобразительное искусство с меркой нравится-не нравится, повешу эту картину у себя дома или нет...Это не более как обывательско-потребительское отношение. Здесь же не магазин, и возможность обсуждения на интернет-странице газеты предполагает желание понять какие-то смыслы...Вообще о картинах любой человек готов самоуверенно заявлять все, что угодно из-за распространенной иллюзии "я все вижу, я все понимаю".Не думаю, что так же эти же люди готовы говорить о музыке Дебюсси или Шнитке...А произведение живописи или графики не менее сложная вещь для понимания, чем симфония или хайку... Хорошо, что в нашем городе есть много интересных художников...В мире искусства Ленара давно уже признают и ценят за его инакомыслие, преданность искусству, экспериментаторство и хороший вкус. Пожелаем лучше ему творческого счастья и удачи на не простом пути художника.
  • 15 декабря 2014 - 04:16
    Хамзе
    О_о_о Дебюсси, Шнитке, Пикассо,... ЛенарАхметов)). Ну, околофилософствующие "искусствоведы", нахватались слов, как собаки блох. Я понимаю, хочется свое национальное представить в лучшем виде. Но не эти же рисунки трехлетнего ребенка выдавать за жалкое подобие искусства. Поэтому подержать гитару у ноги вовсе не есть признак художника. Посетите выставки детского рисунка, и вы поймете, что у Ленара его мазня даже рядом бы не стояла, - наивно даже надеяться на это)))
  • 15 декабря 2014 - 04:38
    Разиле
    Коран запрещает изображать рисунки людей, птиц, жевотных. Поэтому живопис, натурализм, портрет, - не татарская культура в изабразитильном рисунке, а орнамента и графика - это наше совместнае с мусульман искусство. Но канечно, только не из китайских салфеток. Не оскверняй Коран, Ленар.
  • 15 декабря 2014 - 08:09
    +
    "работа на клеенке" - на кухонном столе, на даче пойдет с пивом....НЕ НАДО НАМ НАВЯЗЫВАТЬ СВОИ ИЗВРАЩЕННЫЕ ВКУСЫ - /это для Хамзы/
  • 15 декабря 2014 - 08:48
    Руслан
    Самобытно, своеобразно, ново, интересно. Молодец, Ленар. "Митьков" тоже не все понимают, как и направление "наивного искусства". У каждого свой путь. Вот о таких, в том числе, наших земляках надо почаще статьи.
  • 24 марта 2015 - 15:01
    Леся
    Художник передает нам свои ощущения, и у Ленара это очень хорошо и стильно получается. Я думаю, все те кто не оценил здесь его творчества, никогда не выходили за рамки стандарта. Вам бы походить на лекции по истории искусства, немного просветить себя, а уже потом писать такие комментарии по живописи. Как у могу сказать что музыкант гений, если я ничего в музыке не понимаю, и не понимаю почему он так писал музыку а не иначе? Сейчас время современного искусства, и с каждым годом, живопись ищет все новые формы самовыражения. И хорошо что есть люди которые вопреки всему ищут что-то новое. Разве появились бы все направления в искусстве которые мы знаем, без этого поиска? Всем желаю творческих идей, понимания, и расширения кругозора.
Главное
Реклама
Реклама
Реклама
  • 16 ноября 2020
    Наиль Магдеев: «Ситуация в городе такая, какую мы сами себе создаем»
    Мэр удивлен, что приходится убеждать людей сохранять их собственное здоровье
    4
  • 15 ноября 2020
    Встреча с «черным генералом» перевернула жизнь челнинца
    «Татар комдивлары» («Татарские комдивы», (12+) – так называется книга документально-публицистических очерков, которые написал челнинец, журналист Раис Зарипов. В интервью «Челнинским известиям» автор впервые рассказал о перевернувшей его жизнь встрече с «черным генералом», письме министру обороны России Сергею Шойгу и спонсоре своей книги.
    6
  • 14 ноября 2020
    Знакомьтесь, журналисты «Челнинских известий»
    Накануне 90-летия газеты «Челнинские известия» мы решили познакомить вас с теми, кто сегодня пишет для вас тексты, рассказывает об интересных людях, старается наполнить газету полезной, важной и правдивой информацией. Каждый из нас рассказал о публикации, которая запомнилась сильнее всего, стала самой любопытной в профессиональной карьере в последние пять-семь лет.
    0
Реклама
Реклама
Реклама
Топ-5
Актуальное видео
  • 17 ноября 2020 - 14:22
    Социальный ролик ГИБДД
Реклама
Новости партнеров
  • 13 октября 2020 - 09:30
    С вами никогда этого не случится!
    Масс-маркет – выбор без выбора. Это магазины, где большущий ассортимент, а вы умудряетесь купить точно такое же платье как у подруги. Но, еще печальнее, что такое же платье можно встретить на худенькой или, наоборот, на женщине с пышной фигурой. И невольно думаешь: «Какого черта я выбрала именно его? Весь город носит..»
    0
Реклама
Блоги
Опрос
Реклама