18+
Набережные Челны,

Экспресс-новости

Последние комментарии

Подписка

Ежедневные новости г. Наб. Челны от Челнинских известий

Персона

Город не должен стесняться хрущевок, лебедей из покрышек и стеклянных торговых центров – считает художник Ленар Ахметов

Город не должен стесняться хрущевок, лебедей  из покрышек и стеклянных торговых центров – считает художник Ленар Ахметов

Молодой, модный и необычный художник Ленар Ахметов успел поработать и проявить себя в Москве и Казани, но местом силы считает Набережные Челны – свой родной город. Для него он – не «спальник» с одинаковыми домами-коробками, а город супрематизма. Здесь он воспитывает своих детей, пишет картины, работает дизайнером и мечтает о собственной мастерской.

Ленар, а это не противоречие, когда художник работает дизайнером? Или иначе невозможно творческому человеку заработать на жизнь?

– С одной стороны, на художника нельзя вешать ярлыки – «живописец», «график», «скульптор». Художник может быть и тем, и другим, и третьим, он может быть одновременно дизайнером, писателем и музыкантом. Ведь творцы эпохи возрождения не ограничивались одним видом искусства. Мы их знаем как художников, изобретателей, писателей и скульпторов.

С другой, действительно, современный художник должен на что-то жить. Если он лишь продает картины, то вынужден подстраиваться под определенные вкусы потребителей. Является ли он художником в этот момент? Скорее всего, нет, он становится ремесленником, который работает на поток. Дизайнер тоже работает на заказ, и я зарабатываю дизайном, зато в изобразительном искусстве свободен. Дизайнерские деньги дают мне возможность содержать семью, покупать подрамники и холсты, то есть обеспечивать творчество и писать то, что я хочу. В Москве я работал в фирме по ландшафтному дизайну, в Казани занимался дизайном интерьеров, сейчас в Челнах получаю заказы на предметный дизайн (это создание декоративных предметов, светильников) и дизайн интерьеров. Согласитесь, сделать штучную вещь для конкретного человека – это тоже почти искусство.

В городе вас знают как создателя необычных художественных серий: то вы рисуете марки, к которым прилагаются философские записки, то создаете «долларовую» серию, где лица известных людей вписаны в купюры. То используете фотографии в живописных полотнах. Есть еще сюрпризы в вашем ящике пандоры?

– Этим летом я поехал в Булгары. Когда решил начать писать, понял, что подрамники взял, а холсты забыл в Челнах, но не ехать же за ними обратно. Поэтому пошел в местный магазин хозтоваров и купил обычную клеенку с цветочками. Натянул ее на подрамник и начал писать прямо поверх орнамента. Работал с натуры акрилом, попытался эти цветочки сделать частью полотна, где изображены исторические памятники Булгар. Потом было еще несколько работ, где я использовал ажурные клеенки, были еще работы и на клеенках с картинками, например, «Побег из рая». Так начала рождаться серия, которая сейчас выставлена в Казани.

В этой работе использована обыкновенная китайская клеенчатая салфетка
Так создавались первые работы серии на клеенке, прямо в музее-заповеднике Булгар

 

Наш город часто упрекают в отсутствии архитектуры, в визуальном однообразии: дома-коробки, комплексы-квадраты. Что вы, как художник, могли бы на это ответить?

– У нас есть скульптуры Ильдара Ханова, его работы до сих пор современны и актуальны, своей текучестью они разбивают визуальный супрематизм Набережных Челнов. Но если подобные объекты поставить в Елабуге, там они будут не в тему. Так что монументальное творчество Ильдара Ханова – лицо нашего города. Кстати, Казань уничтожила почти все его работы, у нас же к ним отнеслись бережнее. Перед гостиницей «Татарстан» стояла скульптурная композиция, ее не разрушили после того, как построили там очередной торговый центр, а переместили к центральной библиотеке.

Горожане скульптуры Ханова не особо ценят, у них даже есть обидные прозвища.

– Зато они воспитывают художественный вкус. Просто людей 70 лет кормили соцреализмом, им трудно перестроиться.

Вы упомянули об очередном торговом центре. Действительно, город в последнее время наполнился однотипными стеклянными зданиями, как вы к ним относитесь?

– Я думаю, что это хорошо, пусть они появляются, но наступит момент пресыщения, и вот тут придет время других, более художественных форм, например, монументальной росписи. Стеклянные коробки – не так страшно, хуже, когда старые здания закатывают в композиты, пластиковые панели. И пусть даже эти здания 70-х годов – простые коробки, пока не имеющие архитектурной ценности, но эти здания построены в определенную эпоху, хрущевки – это символ времени, это история. Конечно, с пластиковыми фасадами стало чистенько, но эти объекты можно было содержать в чистоте и без современных композитов.

Нужно пытаться все сохранять, даже ЖКХ-арт: этих чебурашек с крокодилами Генами, в них есть милый наив. Между прочим, этот тип творчества эволюционирует. Сейчас, например, можно встретить барашка из монтажной пены или лебедя из автомобильной резины.

Но это же попса, точно так же, как и картины с березами и водопадами на рынке. Разве это хорошо? Это же убивает художественный вкус.

– И это тоже не подлежит разрушению. Ведь когда человек создавал лебедя из покрышки, им двигал творческий порыв. Это не вызывает художественного отторжения, потому что желание творить похвально. При этом в этом наивном арте нет чернухи.

А картины с березами и водопадами… Если люди считают их красивыми и украшают ими свои жилища, то ради бога, это их выбор. Если эта березка радует глаз – пожалуйста. А те, кто их нарисовал, тоже хотят кушать. И я бы не сказал, что это принижение искусства. Художники во все времена подстраивались под потребности публики.

Расскажите о своей семье, о корнях. Как вы попали в изобразительное искусство?

– Мама и папа – обычные рабочие люди, бабушки и дедушки – из деревень. Я до трех лет не говорил по-русски, потому что мое детство прошло в татарской деревне в Нурлатском районе. Именно там и скопил определенный багаж, эмоциональный опыт, который сегодня могу использовать в своем творчестве. Благодаря деревне у меня выработалось чувство юмора, которое заметно и в работах. В деревнях любят подколоть, сострить. Даже в «долларовой» серии есть ирония, причем чисто деревенская.

А в художественной школе я оказался в начале 90-х, мне было лет 13. Тогда процветала подростковая преступность, родители переживали, что я попаду не в ту компанию. Тем более, что отец был милиционером, а я слушал панк-рок, металл, и это он не одобрял. Для отца неформальная культура была враждебной и почти преступной. Одновременно я рисовал.

Мама восхищалась моими работами, хотя мне казалось, что это ерунда, а она их собирала. Вот они и пригодились для поступления в художественную школу. Кстати, она до сих пор хранит мои детские рисунки. Благодаря вере мамы в мои силы, я и определился со своим будущим.

Автопортрет
Ленар Ахметов увлечен и музыкой: слушает рок, панк-рок, металл

 

Приближается Новый год. Наверняка для вас, как для натуры творческой, это особенное время.

– Это волшебное время, которое позволяет мне ближе общаться с детьми. Со старшим сыном, которому сейчас 9 лет, мы долго писали письма Деду Морозу, правда, совсем недавно он признался, что уже давно в него не верит, потому что увидел воспитательницу в детсаду, переодетую в красную шубу. Мы с ним договорились, что он не расскажет о своем открытии младшему брату, которому пока только полгода.

А еще в предновогоднее время следует подводить итоги, планировать будущее. В 2015 году хотел бы, чтобы у меня появилась собственная мастерская, чтобы я больше занимался творчеством и меньше – коммерческими заказами. А мой итог уходящего года – это рождение сына. Вообще, я благодарен своим детям, ведь они дают мне возможность возвращаться в детство.

«Долларовая» серия – портрет художника Хамзы Шарипова.
Найдите в этом пейзаже цветы, оставшиеся от кухонной клеенки.
Работа из серии «Марки»
Еще одна работа, выполненная на клеенке
портрет Жон Жон

 

 

 

 

Подписывайтесь на наши сообщества в ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.

 

 



Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Комментарии (5)

Главное

Топ-5

Актуальное видео

Опрос

  • Как вы проведете отпуск в этом году?