Общество
Лекарство от вузовской «лихорадки» пытались найти на КАМАЗе
Что делать с дефицитом рабочих? Почему сам работодатель не заинтересован в подготовке нужных ему кадров? Как готовить нужных для экономики региона специалистов? Эти и другие вопросы обсудили руководители учреждений профессионального образования на республиканском совещании, которое прошло в генеральной дирекции КАМАЗа в прошлую пятницу.
Учителям повысят зарплату
В форуме приняли участие руководитель Исполкома города Василь Шайхразиев, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» Кирилл Пузырьков и еще около 200 человек, среди которых были не только педагоги, но и представители Госсовета РТ, Кабинета Министров республики, гости из Департамента образования Москвы, руководители предприятий и учреждений. КАМАЗ не случайно был выбран местом проведения форума. Как сказал министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, это связано с тем, что машиностроительный комплекс играет исключительно важную роль в экономике Татарстана. Челнинский автогигант на протяжении последних лет ведет инновационную кадровую политику: активно развивает корпоративное обучение, переобучение собственного персонала, дополнительное обучение выпускников. Также министр поделился приятными новостями:
— В республиканской системе ожидается много революционных изменений. Во-первых, с 1 сентября республика перейдет на новую систему оплаты труда, после чего зарплата учителей будет формироваться из двух частей — базовой и стимулирующей. При этом президентом поставлена задача, чтобы зарплата педагогов не уменьшалась, а только увеличивалась. Но насколько она вырастет, скажем, на 10 или 50 процентов, будет зависеть от того, как педагог будет работать. Во-вторых, началась масштабная поставка в школы компьютеров, учителям будут розданы 12820 ноутбуков. На эти цели из бюджета республики выделено более полумиллиарда рублей. Примерно треть учителей получат ноутбуки сейчас, остальные — в течение следующего года. В-третьих, к 2015 году все крупные школы должны иметь электронные библиотеки, Интернет и так далее, — сказал Альберт Гильмутдинов.
Как дети выбирают профессию?
Как сообщил на форуме заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, мы «впереди Европы всей» по числу студентов. В России на 10 тысяч населения приходится 515 студентов (в Татарстане этот показатель еще выше — 550), тогда как, например, в Японии — 237, во Франции — 247, в Сингапуре — 208. Если взглянуть на статистику, то складывается ощущение, что страну охватила вузовская «лихорадка». В высших учебных заведениях республики обучается 210,5 тысячи студентов, тогда как в колледжах и техникумах всего-то 11 тысяч! Вот почему в стране не хватает рабочих рук!
— К сожалению, сегодня семь из 10 выпускников идут поступать в вузы. Это не соответствует реальной потребности экономики республики. Есть и другие проблемы. Даже обучаясь в вузах, студенты выбирают одни и те же социально-гуманитарные профессии, толпами учатся на экономистов, менеджеров, психологов, — отметил Альберт Гильмутдинов.
Почему так происходит? Основываясь на результатах социсследований, проректор по профобразованию Института развития образования РТ Александр Леонтьев пояснил, что главную роль в выборе учреждения образования для выпускника в 31-40 процентах случаев играет семья, в 31 проценте – Интернет, и только в 3 процентах случаев — школа и в 3 процентах случаев — требования бизнеса.
— Одним из вариантов решения может стать переход на многоуровневое образование. Сейчас многие вузы начали подготовку по программам среднего и начального профессионального образования. Началась оптимизация филиальной сети вузов. В течение года несколько филиалов были ликвидированы по инициативе самих вузов. Оптимизировать сеть поможет и то, если будут реализованы намерения Министерства образования и науки РФ о закрытии филиалов численностью до 300 студентов и прекращении набора в филиалы численностью до 500 человек, — считает Андрей Поминов.
Как готовить тех, кто нужен стране?
В Департаменте образования Москвы решили проблему, создав городской центр профориентации, в котором школьникам подробно рассказывают об особенностях профессий, ситуации на рынке труда, проводят тренинги и собеседования, приглашают на встречи с ними потенциальных работодателей.
— Надо создать подобный центр и в нашей республике. Из-за того, что дети делают в жизни неправильный выбор, возникают колоссальные потери. Когда мы были в московском центре, директор этого учреждения рассказала, что, если раньше к ней обращались с просьбой устроить ребенка в престижную школу, то сейчас просьба одна — дать ребенку возможность пройти вне очереди профессиональное тестирование, — отметил министр образования и науки РТ.
Но вот беда: чтобы заинтересовывать молодежь, нужна инициатива работодателей, а до них «не достучаться».
— Со стороны работодателей мы постоянно слышим возгласы — не тех готовите, не тому учите! Но почему же они не подскажут, каких специалистов им надо готовить, ведь мы готовы открыть двери в образовательные учреждения, — задавался вопросом Альберт Гильмутдинов.
Подтверждением слов министра является образовательный машиностроительный кластер, созданный при участии ОАО «КАМАЗ» и политехнического колледжа
№ 57. Напомним, это учебное заведение стало обладателем федерального гранта по инновационной образовательной программе «Модернизация образовательного процесса подготовки рабочих для высокотехнологичных производств автомобильной корпорации ОАО «КАМАЗ» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В форуме приняли участие руководитель Исполкома города Василь Шайхразиев, заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» Кирилл Пузырьков и еще около 200 человек, среди которых были не только педагоги, но и представители Госсовета РТ, Кабинета Министров республики, гости из Департамента образования Москвы, руководители предприятий и учреждений. КАМАЗ не случайно был выбран местом проведения форума. Как сказал министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов, это связано с тем, что машиностроительный комплекс играет исключительно важную роль в экономике Татарстана. Челнинский автогигант на протяжении последних лет ведет инновационную кадровую политику: активно развивает корпоративное обучение, переобучение собственного персонала, дополнительное обучение выпускников. Также министр поделился приятными новостями:
— В республиканской системе ожидается много революционных изменений. Во-первых, с 1 сентября республика перейдет на новую систему оплаты труда, после чего зарплата учителей будет формироваться из двух частей — базовой и стимулирующей. При этом президентом поставлена задача, чтобы зарплата педагогов не уменьшалась, а только увеличивалась. Но насколько она вырастет, скажем, на 10 или 50 процентов, будет зависеть от того, как педагог будет работать. Во-вторых, началась масштабная поставка в школы компьютеров, учителям будут розданы 12820 ноутбуков. На эти цели из бюджета республики выделено более полумиллиарда рублей. Примерно треть учителей получат ноутбуки сейчас, остальные — в течение следующего года. В-третьих, к 2015 году все крупные школы должны иметь электронные библиотеки, Интернет и так далее, — сказал Альберт Гильмутдинов.
Как дети выбирают профессию?
Как сообщил на форуме заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, мы «впереди Европы всей» по числу студентов. В России на 10 тысяч населения приходится 515 студентов (в Татарстане этот показатель еще выше — 550), тогда как, например, в Японии — 237, во Франции — 247, в Сингапуре — 208. Если взглянуть на статистику, то складывается ощущение, что страну охватила вузовская «лихорадка». В высших учебных заведениях республики обучается 210,5 тысячи студентов, тогда как в колледжах и техникумах всего-то 11 тысяч! Вот почему в стране не хватает рабочих рук!
— К сожалению, сегодня семь из 10 выпускников идут поступать в вузы. Это не соответствует реальной потребности экономики республики. Есть и другие проблемы. Даже обучаясь в вузах, студенты выбирают одни и те же социально-гуманитарные профессии, толпами учатся на экономистов, менеджеров, психологов, — отметил Альберт Гильмутдинов.
Почему так происходит? Основываясь на результатах социсследований, проректор по профобразованию Института развития образования РТ Александр Леонтьев пояснил, что главную роль в выборе учреждения образования для выпускника в 31-40 процентах случаев играет семья, в 31 проценте – Интернет, и только в 3 процентах случаев — школа и в 3 процентах случаев — требования бизнеса.
— Одним из вариантов решения может стать переход на многоуровневое образование. Сейчас многие вузы начали подготовку по программам среднего и начального профессионального образования. Началась оптимизация филиальной сети вузов. В течение года несколько филиалов были ликвидированы по инициативе самих вузов. Оптимизировать сеть поможет и то, если будут реализованы намерения Министерства образования и науки РФ о закрытии филиалов численностью до 300 студентов и прекращении набора в филиалы численностью до 500 человек, — считает Андрей Поминов.
Как готовить тех, кто нужен стране?
В Департаменте образования Москвы решили проблему, создав городской центр профориентации, в котором школьникам подробно рассказывают об особенностях профессий, ситуации на рынке труда, проводят тренинги и собеседования, приглашают на встречи с ними потенциальных работодателей.
— Надо создать подобный центр и в нашей республике. Из-за того, что дети делают в жизни неправильный выбор, возникают колоссальные потери. Когда мы были в московском центре, директор этого учреждения рассказала, что, если раньше к ней обращались с просьбой устроить ребенка в престижную школу, то сейчас просьба одна — дать ребенку возможность пройти вне очереди профессиональное тестирование, — отметил министр образования и науки РТ.
Но вот беда: чтобы заинтересовывать молодежь, нужна инициатива работодателей, а до них «не достучаться».
— Со стороны работодателей мы постоянно слышим возгласы — не тех готовите, не тому учите! Но почему же они не подскажут, каких специалистов им надо готовить, ведь мы готовы открыть двери в образовательные учреждения, — задавался вопросом Альберт Гильмутдинов.
Подтверждением слов министра является образовательный машиностроительный кластер, созданный при участии ОАО «КАМАЗ» и политехнического колледжа
№ 57. Напомним, это учебное заведение стало обладателем федерального гранта по инновационной образовательной программе «Модернизация образовательного процесса подготовки рабочих для высокотехнологичных производств автомобильной корпорации ОАО «КАМАЗ» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)