Общество
Почему высокопоставленным чиновникам отказывают в звании татарского князя, или Как стать мурзой
В Набережных Челнах побывал предводитель меджлиса татарских мурз Айрат Терегулов. Эта международная общественная организация объединяет татар, которые подтвердили свое происхождение от мурз – татарских князей.
- Айрат Шарафутдинович, какова цель вашего визита?
- В этом году нашей организации исполняется 10 лет. В Набережных Челнах уже шестой год работает городское отделение нашего меджлиса. В нем состоит 21 человек, которые представляют 11 родов. Возглавляет отделение Рафаэль Адутов. Я встретился с челнинскими мурзами, чтобы рассказать им о нашей работе. Это был своеобразный отчет.
- Как стать мурзой? Для современного человека это слово звучит некоторым анахронизмом.
- Мурза – этот татарский дворянин. Чтобы стать мурзой надо всего четыре документа: прошение, свидетельство о рождении, родословную, подтвержденную архивными документами, и паспорт. Самое сложное и заключается в том, чтобы подтвердить свои корни. Очень нелегко в нашей запутанной и не раз переписанной истории найти следы своих знатных предков и доказать свое благородное происхождение.
В Челнах, к примеру, живет мурза Ирек Уразаев. В корне генеалогического древа Уразаевых стоит Балым-бек. Он был сыном Пачман-султана, который в 1237 году оказал ожесточенное сопротивление войскам Батый-хана. Об этих давних событиях говорится в собрании материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Ирека Тагировича от его предка Балым-бека отделяет 20 поколений! Редко кто в наше время может так глубоко заглянуть в историю своего рода.
Прадед Рафаэля Адутова был начальником Башкирского кантона. Про род Адутовых написана даже монография. А кто не знает представителей таких знатных татарских родов, как Акчурины, Енекеевы, Терегуловы, Чанышевы, Яушевы.
Все представленные документы изучает геральдическая комиссия, которую возглавляет известный татарский композитор Ренат Еникеев. В нем есть и наши историки, которые хорошо знают древние татарские роды. Их трудно провести. Сейчас в нашей организации 319 человек, которые представляют 41 род. Все они имеют свидетельство о дворянском достоинстве. Это почетное звание - не привилегия, а ответственность перед своим родом.
- Тем не менее, звание князя, дворянина воспринимается как некий отличительный знак, наверное, многие сегодняшние нувориши не прочь бы заиметь его?
- 50 претендентам мы отказали, среди них были и высокопоставленные люди, наделенные большой властью. Они не смогли подтвердить свои корни.
- Почему вы называете свою организацию международной?
- Потому что татары разбросаны по всему миру. Членами нашей организации являются татарские мурзы, живущие в США, Франции, Китае, Японии, Узбекистане, Казахстане. Мурзы, как сословие, не раз попадали в жернова истории. Как известно, после падения Казанского ханства началось насильственное крещение. Мои предки, например, сохранив верность исламу, сначала сбежали на землю Мордовии, а потом переехали в Башкирию. Там обосновались четыре семьи Енекеевых и шесть – Терегуловых. Начали пахать и сеять. Называли их «дворяне в лаптях». И в то же время они открыли школы, стали готовить учителей. Так как мурзы были людьми образованными, элитой татарского общества, где бы ни оседали, они несли народу просвещение. Открывали мечети, медресе и школы. Много татарских мурз эмигрировало в сопредельные страны после Октябрьской революции. Предки Рафаэля Адутова через Китай добрались до Японии. У нас 13 членов из Австралии. Это тоже потомки татарских мурз, которые оказались там после революции. Они не потеряли память о своих корнях, говорят на старотатарском языке, регулярно приезжают в Казань.
Очень много татарских мурз пострадало от сталинских репрессий. Многие из них получили клеймо «враг народа», свое происхождение люди долгие десятилетия предпочитали скрывать. Сейчас появилась возможность искать свои корни в архивах. Знание своих корней, тем более если они древние и крепкие, дает человеку уверенность, гордость за своих предков, желание не посрамить их, брать с них пример. Таковы современные татарские мурзы. Большинство из них, конечно, живет в Казани: 53 человека из рода Еникеевых, 24 - Акчуриных, 34 - Яушевых, 29 - Чанышевых.
- Что-то объединяет современных татарских мурз и их предков кроме фамилии?
- Что в современных мурзах мне симпатично, так это прежде всего то, что они образованные люди, в основном представители интеллектуального труда. Много ученых, профессоров, кандидатов и докторов наук, деканов факультетов, преподавателей и медицинских работников. Они серьезно относятся к своему призванию, профессии, я бы сказал, миссии. Очень трудолюбивые и ответственные люди. Самое главное, человечные, без спеси и снобизма. Думаю, что для них, как и для меня, быть мурзой означает жить по примеру своих предков. Быть порядочным, образованным, примером для других, полезным человеком для общества.
- Чем сейчас занимается ваша организация?
- Главная наша цель – помощь обществу в духовном возрождении нации. Мы выпускаем книги, посвященные истории известных татарских родов. Вот привез челнинцам новую книгу Рустема Кашаева «Татарские мурзы на службе Отечеству». По нашему ходатайству одной из улиц Казани было присвоено имя доктора Абибакира Терегулова. Он был первый профессор-медик из татар. Провели большую конференцию, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года, в которой приняли активно участие типтяро-мишарские полки. Недавно мы создали в своей организации «Суд чести». Там будут рассматриваться проступки мурз, которые не достойны этого почетного звания. Одного мурзу мы исключили из своих рядов. Будучи бизнесменом, он преследовал только свои личные интересы и бравировал своим званием. Он, конечно, не перестал быть мурзой. Ведь это его право по рождению. Но он теперь не входит в нашу организацию.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)