Общество
Из конферанса – в резчики по дереву: как челнинец увлекся изготовлением сундуков
Работа с деревом - это как рисовать или писать стихи. Так говорит о своем хобби челнинец, работник культуры с многолетним стажем Ильдар Гади. В его творческом хранилище – сундуки, рамы для картин и даже резные ворота.
Уроженец Азнакаевского района, он приехал в Набережные Челны в разгар комсомольской стройки после окончания режиссерского факультета Казанского института культуры. В Челны зазвал односельчанин, друг детства Шафагат Салихов, известный баянист из группы Салавата. Подружившись с певицей Гульданией Хайруллиной, Ильдар Гади был организатором и ведущим ее концертов. Участвовал в создании Клуба татарской молодежи «Кыйбла», откуда начинали свой путь на большую сцену Резеда Шарафеева, Равиль Галеев, Ринат Хамадеев, чьи концерты он вел как конферансье. Был ведущим разных культурных мероприятий литературно-музыкального клуба челнинских писателей «Жидеган чишма», популярных артистов республики. Так что в сфере культуры он известная личность. А в последние годы его творческая натура нашла совсем другой путь к самовыражению – он стал делать деревянные изделия: рамы для картин, колыбели, сундуки.
- Ильдар, как началось ваше увлечение, как появился интерес к дереву?
- У меня появилось свободное время, захотелось делать какие-нибудь красивые вещицы. Вспомнил, что в детстве бабушка просила меня сделать ей веретено. Я тогда учился еще в начальных классах, но взял обычный нож и состругал ей веретено. Оно получалось гладкое, такой толщины и длины, как попросила бабушка. Мне нравилось смотреть, как веретено вертится в ее руках, наматывая нить. Об этом я вспомнил через много-много лет, в предпенсионном возрасте. Начал с того, что стал делать из дерева красивые рамки для настенных часов. Дарил их друзьям-артистам, их заказывали, чтобы преподнести именитым гостям Челнов. Более плотно с деревом работаю в последние 3-4 года. Начал делать рамы для картин, потому что сам люблю рисовать, содержание моих картин никто не понимает, ведь я рисую свои мысли еще со студенческих лет. Не желая конспектировать лекции, слушал преподавателя одним ухом и попутно рисовал. И что интересно, по происшествие многих лет, когда смотрю на эти рисунки, вспоминаю, о чем была лекция. Чтобы сделать раму, мне обязательно надо увидеть картину, для которой нужна рама. Мое изделие должно соответствовать содержанию.
- Как это вы с рамок перешли к изготовлению сундуков? Это же довольно монументальная вещь…
- Как-то, когда был в деревне, одна девушка сказала: Эх! Вот бы мне красивый сундук, и можно и замуж пойти!» Это навело на мысль попробовать сделать сундук. И у меня получилось! Один сундук даже подарил популярной телевизионной передаче «Жадит камид». Сундуки внутри обиваю красным бархатом. По народному поверью, красный цвет сундука притягивает богатство. Я немало сундуков уже сделал, сейчас тоже над одним работаю.
- У сундука есть определенный стандарт? Какой высоты, ширины он должен быть?
- Раньше, может быть, и был. Я же делаю либо по размерам заказчика, либо, как мне хочется. Делал и маленькие сундуки, больше похожие на шкатулки. Такие, с прорезью на крышке, куда гости отпускают поздравительные открытки и конверты с деньгами, на свадьбах. Недавно мне заказали сундук метровой ширины со старинными узорами. В прошлом году красивый ларец сделал, когда в новогодние дни был Дедом Морозом в Азнакаево. Там перед Домом культуры поставили маленький домик, где я принимал письма от детей. В этот сундук дети отпускали свои просьбы и пожелания. Знаете, эти письма до сих пор храню, и время от времени перечитываю. Они меня вдохновляют, дают надежду, что у нас есть хорошее будущее. Знаете почему? В большинстве писем дети просят не смартфоны или планшеты, дорогие игрушки, а здоровья своим близким. Одна девочка написала: «Дед Мороз, сделай так, чтобы моя учительница выздоровела». Другая просила, чтобы у ее старенькой бабушки выросли зубы.
- Вы сделали еще красивую колыбель – бишек. Как вам такая идея пришла в голову?
- Я сделал колыбельку, когда у меня родилась внучка Асель. Хотя живут в городе, на потолок прикрепили крючок и туда колыбельку повесили. Вообще, такие колыбельки сейчас в моду входят, есть просьбы и от других людей. Колыбель нельзя делать из сосны или ели, потому что они пахнут смолой. А береза слишком твердая, в такой люльке дети плохо спят. Лучше всего для колыбельки подходит липа. Вообще, подбор дерева для изделий – это кропотливая работа. Найти материал без изъяна – это нелегкое дело, поэтому стал изучать свойства дерева. Что интересно, лучше всего подходит старое дерево. Оно не трескается. Мне один знакомый отдал старый диван 1951 года выпуска. Я из него все деревянные части взял себе на работу. Мне стали предлагать старые деревянные изделия, и даже старые заборы.
- А как вы придумываете узоры для своих изделий?
- Когда рождается желание что-нибудь сделать, начинаю про это постоянно думать, представлять их. И узоры как-то сами рождаются. Я нашел в Челнах старую, довольно увесистую книгу «Татарские орнаменты» 1928 года, посвященную старинным национальным татарским узорам. Там увидел старинные полотенца с узорами из села Чалпы Азнакаевского района. Эта книга меня очень вдохновила. Хочется, чтобы эти узоры вновь появились в моих вещах.
- В вашей коллекции есть красивые узорчатые ворота. У него, наверное, тоже есть своя история?
- Конечно. В один год Азнакаевский район представлял Татарстан на Всероссийском Сабантуе в Санкт-Петербурге. На площадке было и деревенское подворье с оградой и воротами. Ворота поручили сделать мне. Я очень горжусь этой работой, что внес свой вклад в прославление нашего Татарстана. Азнакаево и его окрестности стоят на возвышенности, выше уровня моря на 362 метров. Мы выше соседнего Муслюмовского района метров на сто. Поэтому любим похвастаться, смотреть на других свысока, но и работать любим. У меня нет станков, кроме механического лобзика. В основном ручная работа. Работаю не ради денег, в то же время радуюсь, когда что-то заказывают. Для меня работа с деревом - это как рисовать или писать стихи.
- Я понимаю, что сундуки, колыбель – это утилитарные вещи, их можно использовать в быту. А зачем вы трость сделали?
- Я увлекающийся человек. Прочитал статью про трости, как их использовали в старину. Они нужны были не только при ходьбе. Ею не вербально можно было показать свое отношение к кому-либо. Если у человека был высокий статус, на него указывали набалдашником трости, а если ниже, то другим концом. Ходить с тростью могли люди тоже с определенным статусом. И узоры трости тоже о чем-то говорили. На центральном телевидении есть один татарин, который рассказывает про достопримечательности Москвы. Вот он тоже ходит с тростью, хотя никогда на нее не опирается. Трость для него имеет другое значение. Трость я сделал из карельской березы, такую быстро не сломаешь.
Фото из личного архива Ильдара Гади
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (3)