Медицина
Не относитесь легкомысленно к обезболивающим
В домашней аптечке любой семьи всегда найдется обезболивающее средство, люди привыкли к таким таблеткам настолько, что порой даже не считают их серьезным лекарством. Ведь реклама с экранов телевизоров говорит нам, что не нужно терпеть боль, лучше сразу принять препарат, который в любой аптеке вам продадут без вопросов. «Челнинские известия» поговорили с заместителем главного врача поликлиники № 3, хирургом Зульфией Игнаткиной об обезболивающих средствах и о необоснованно легкомысленном отношении к ним.
– Зульфия Загировна, сколько времени можно пить обезболивающие? Где проходит черта, после которой нужно уже бежать к врачу?
– Это очень индивидуально. Боль – это первый сигнал, который показывает человеку, что в его организме непорядок. Если пить обезболивающее, сигнал маскируется, человек чувствует себя сносно, а пагубный процесс продолжает идти, здоровье ухудшается. Например, если боль связана с повреждением слизистой оболочки желудка, обезболивающим замаскируется гастрит, который может прогрессировать в язву. Продолжая разговор о желудочных болях, можно сказать: если боли не проходят даже после того, как вы исключили из рациона продукты, которые его раздражают и вызывают боль, нужно обязательно идти к специалисту.
– Как вы относитесь к рекламе обезболивающих средств?
– Я вообще к рекламе всех лекарств отношусь отрицательно. Человек не может сам себе назначить лечение, исходя из рекламных предложений. Не зря же врачи учатся гораздо дольше, чем все остальные специалисты, чтобы разбираться во всех тонкостях человеческого здоровья, чтобы понять, почему человеку больно: то ли это просто незначительные изменения в организме на погоду, то ли боль – это сигнал грозного заболевания. Я считаю, что лучше всегда приходить к доктору.
– Наверняка найдется много тех, кто возразит вам. Ведь чтобы попасть на прием к врачу, нужно потратить день, а то и больше, отпрашиваться с работы. Не связан ли такой бесконтрольный прием обезболивающих с системой организации здравоохранения?
– Он связан с санитарной безграмотностью населения. Грамотный человек поймет: если боль преследует периодически или постоянно – нужно идти к врачу. Столкнулась с таким случаем: на прием пришла молодая женщина, которая в декрете решила заняться своим здоровьем. Жаловалась на боли в животе. Выяснилось, что несколько лет назад она делала ФГДС, ей поставили диагноз «гастрит», но она его даже не лечила, потому что «он есть у всех, живут же люди». При обострениях просто пила обезболивающие средства, но воспаление лечить не стала, процесс стал запущенным. Поэтому реклама должна говорить не о лекарствах, в ней следует рассказывать о том, что бывает, если вовремя не обратиться к врачу, реклама должна работать на санитарное просвещение.
– Бывает ли привыкание к обычным обезболивающим?
– Да, бывает. Организм с помощью боли должен донести хозяину о том, что у него не все в порядке. В какой-то момент мозг начинает обходить ставшие уже привычными блокаторы боли, чтобы хоть как-то заявить о поломке. Поэтому создается впечатление, что произошло привыкание к какому-то обезболивающему препарату.
– Пожилые люди привыкли пить одно и то же лекарство. А ведь многие из них сняты с производства, тот же анальгин, например. Чем такие препараты опасны?
– С производства снимаются медикаменты, которые приносят больше вреда, чем пользы. Научно доказано, что анальгин наносил серьезный вред организму, он разрушал слизистую желудка, способствовал снижению количества уровня лейкоцитов. Базовое вещество, из которого он состоит – метамизол натрия – со временем было модифицировано, оно стало более безопасным и теперь входит в состав других комбинированных современных обезболивающих препаратов.
– Часто люди покупают обезболивающие, даже не следуя прямой рекламе, а прислушиваясь к советам окружающих: дескать, мне помогло, поможет и тебе.
– Не все, что помогало бабушке Марусе из соседнего подъезда, которая лечилась лягушачьими лапками, помогут и мне. Это, конечно, шутка. Помните, каждый человек индивидуален и уникален.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (5)