Персона
Тот самый Ватман
«Работа и есть мое увлечение», — говорит Антон Ватман. Он называет себя композитором. Но не только в узко музыкальном понимании этого слова, а в более широком.
«Выпускал самиздатовские газеты
и журналы»
— Антон, вы челнинец? Я имею в виду, родились в Челнах?
— Я считаю себя челнинцем, хотя и родился в Чечено-Ингушетии. Мои родители родом из близлежащих с нашим городом деревень, и когда мне было два года, наша семья вернулась в Челны. Всю свою сознательную жизнь я прожил здесь. Детство у меня было самое обычное. Хотя, конечно, именно в детстве закладывается все то, чем человек будет заниматься в дальнейшем. Скажем, в старших классах я выпускал самиздатовские газеты и журналы, как только научился писать, начал сочинять рассказы. Будучи школьником, публиковался в различных газетах, включая «Пионерскую правду».
Одним из своих программных увлечений детства считаю то, что на всю немногочисленную бытовую технику я приклеивал лейблы, нарисованные фломастером, пытаясь тем самым как-то украсить безликую советскую технику. В дальнейшем производство брендов и логотипов стало для меня одним из любимых занятий.
— После школы вы поступили в институт?
— Нет, я не имею высшего образования. После школы я собирался поступать в КГУ, но как-то не сложилось, не помню почему. Сходил в армию, затем поступил все же в КГУ и, посетив буквально две-три лекции, бросил, потому что к тому времени уже работал журналистом в челнинской газете «Время» и знал, что такое компьютерный набор, а в университете все еще учили линотипам — печатным машинам XIX века.
— А служили вы где?
— В стройбате. По юношеской глупости, разумеется, написал заявление, что хочу добровольцем отправиться в Афганистан, где тогда шла война, но меня не взяли из-за плохого зрения.
— А были еще добровольцы?
— Да, конечно! Тогда таких, как я, было много, и это считалось нормальным.
Почти все время был художником части, что дало мне очень большой опыт и в рисовании, и в дизайне, и в остальном. Служил в ближнем Подмосковье, что позволило мне за два года побывать на многих концертах в Москве — фестивале «Рок против террора», выступлениях популярных западных групп и исполнителей. Привычка к ненормированному труду сформировалась там. Работал я практически до утра, потом заваливался спать. Как блатного меня особенно не трогали.
«Не считаю себя бизнесменом»
— Когда вы впервые увидели компьютер?
— В школе. Тогда компьютеры были практически никакие. Думаю, что современные калькуляторы гораздо мощнее, но, тем не менее, тогда я увлекся ими.
— А когда запустили сайт kam.ru?
— К своему стыду, я очень плохо помню даты. Мы с женой забыли даже отметить годовщину свадьбы, кажется, уже на второй год. Поэтому я точно не помню, но, по-моему, kam.ru лет десять уже есть.
— Чем вы занимались между газетой «Время» и kam.ru?
— Формально я успел поработать в очень многих местах, даже сторожем был одно время — такая романтическая профессия. Кроме того, с ранней юности я увлекался музыкой, поэтому после армии сколотил группу БОН — «Без определенного названия». Затем ушел в сольную деятельность, записал несколько альбомов. Я их иногда прослушиваю и могу сказать, что на то время они однозначно были новаторскими. Меня крутили по российскому радио, и музыкальный критик Артемий Троицкий звал меня с концертами в зал имени Чайковского.
Аналогов той академической музыке, которую я делаю, очень мало, и в России ею практически никто не занимается. На западе есть Майкл Найман, появился Ян Тирсен, а у нас таких композиторов практически нет. Я записал несколько альбомов такой музыки, они есть в открытом доступе в интернете на сайте www.watman.net. Это потенциально очень сильная музыка, я не занимаюсь ее продвижением и раскруткой, но ее ценность от этого меньше не становится.
— Вы сейчас, кроме kam.ru, еще какими сайтами заняты?
— Я сейчас захожу в kam.ru крайне редко, только если крайне нужно вмешаться. Сейчас мы доделываем большой сайт gorod3d.ru. Это достаточно уникальный проект для России — трехмерная карта Челнов. Весь город, включая жилые дома, все производственные здания, вплоть до остановочных павильонов, отрисовано в 3D, все крутится, можно ткнуть в дом и узнать, какие организации там находятся, получить список телефонов и так далее. Это такая большая справочная система. Проект уникальный, за ним будущее.
— Вы зарабатываете на разработке сайтов?
— Да. Но вообще я себя бизнесменом не считаю. Потому что есть бизнес, а есть ремесленничество. Кузнец, как известно, может выковать только определенное количество мечей, а чтобы стать богатым, ему нужно наладить массовое производство. В финансовом плане не считаю себя успешным человеком. Того, сколько я зарабатываю, мне всегда не хватает. Хотя, думаю, что денег никогда не будет хватать, сколько бы я ни зарабатывал. Хоть миллион в день будет, все равно есть, на что их потратить. В остальном, наверное, да, я успешный человек.
— Сайт www.gorod3d.ru — коммерческий проект? Вы хотите на нем заработать или занимаетесь им потому, что для вас это интересно?
— Разумеется, я хочу на этом заработать, там применяются достаточно традиционные методы монетизации. Пока трудно сказать, как все сложится, но, думаю, что он может в конце концов «отбиться» даже на классической рекламе. Посмотрим...
На самом деле я к этому отношусь не как к работе, а как к одному из своих увлечений. Знаете, я не делю свою жизнь на работу, отдых и увлечения. Если я делаю проект, значит, мне это интересно, это и есть мое увлечение. Думаю, через три года у нас уже будет крепкая основа сайта и мы сможем перепрыгнуть на новые технологии, которые к тому времени появятся. Сейчас, к сожалению, нет веб-приложений, позволяющих в Интернете крутить трехмерный город, ходить, путешествовать по нему. Но мы отлично понимаем, что это всего лишь вопрос времени. Когда эти технологии станут обычными, мы свою базу просто перенесем на новую платформу.
«У меня даже загранпаспорта нет»
— В каком состоянии сейчас ваш фотопроект «Магамба»?
— Отснято уже свыше 70 человек, в том числе Армен Джигарханян, Борис Гребенщиков, Макс Покровский, Фекла Толстая, Михаил Гречко, Сергей Капица, Геннадий Хазанов и многие-многие другие. Проект был заморожен в связи с кризисом, но, считаю, что он совершенно живой, я возобновил в этом году переговоры с различными московскими организациями, и есть некая вероятность, что нынешней осенью или предстоящей зимой выставка, наконец, случится. Я планировал полномасштабную большую выставку. Провести ее в какой-нибудь небольшой галерее вообще никаких проблем нет, но у меня такие амбиции, что не хочется делать тяп-ляп. Лучше вообще ничего не делать, чем потом разочаровываться.
— Когда занимались этим проектом, вам ведь часто приходилось ездить в Москву, даже какое-то время жить там. Не было мыслей совсем переселиться в столицу?
— Нет, мне Москва не нравится. Тамошние расстояния, потраченное время, пробки! Я человек ранний, например, сегодня встал в шесть утра. А в Москве договариваешься с человеком о встрече, а, например, Найк Борзов мне говорит: «Позвони мне завтра утром часа в два». Такой режим меня не устраивает. Любой москвич вам скажет, что в Москве за один день можно сделать только одно дело. В Челнах можно с утра побывать в поселке ГЭС, потом съездить в новый город и за день реально сделать десять дел.
В течение получаса можно вырваться на природу, в незатронутые индустрией места, что в Москве практически невозможно. Поэтому, если и уезжать, то надо уехать в какой-нибудь тихий европейский или скандинавский городок, но меня больше привлекает Китай. Правда, я там ни разу не был, но, даст Бог, съезжу обязательно.
— Кстати, я как раз хотел спросить, в каких странах вы были, где вам понравилось, а где нет?
— Ни в каких странах я не был, за пределы СССР ни разу не выезжал, у меня даже загранпаспорта нет. Я не являюсь любителем курортного отдыха. Не отрицаю, что путешествовать по другим странам интересно, и я это обязательно сделаю, когда созрею, но пока я увлечен активным туризмом. Началось все с безобидных матрацных сплавов по реке Белой, затем увлекся велопоходами. В 2008 году мы ездили на Алтай, где наблюдали полное солнечное затмение, в прошлом году были на Кавказе. В этом году собирались организовать серьезный поход на Тянь-Шань на месяц, но из-за последних событий в Киргизии решили повременить, снова поедем на Алтай, но уже в другую часть. Алтай — это такое уникальное место, куда можно ходить раз десять, ни разу не повторившись.
— Если я попрошу вас одним словом охарактеризовать свою деятельность?..
— В таких случаях отвечаю, что я дизайнер. Дизайн, как разработка чего-либо, четко определяет то, чем я занимаюсь, какой бы области это ни касалось. Есть еще одно правильное слово — «композитор». Правда, оно у нас используется только применительно к музыке, но суть в том, что композитор создает композицию. Я и формально являюсь композитором, поскольку пишу музыку, но и в общем смысле этого слова я тоже композитор, поскольку оно подразумевает способность к композиции разрозненных элементов.
и журналы»
— Антон, вы челнинец? Я имею в виду, родились в Челнах?
— Я считаю себя челнинцем, хотя и родился в Чечено-Ингушетии. Мои родители родом из близлежащих с нашим городом деревень, и когда мне было два года, наша семья вернулась в Челны. Всю свою сознательную жизнь я прожил здесь. Детство у меня было самое обычное. Хотя, конечно, именно в детстве закладывается все то, чем человек будет заниматься в дальнейшем. Скажем, в старших классах я выпускал самиздатовские газеты и журналы, как только научился писать, начал сочинять рассказы. Будучи школьником, публиковался в различных газетах, включая «Пионерскую правду».
Одним из своих программных увлечений детства считаю то, что на всю немногочисленную бытовую технику я приклеивал лейблы, нарисованные фломастером, пытаясь тем самым как-то украсить безликую советскую технику. В дальнейшем производство брендов и логотипов стало для меня одним из любимых занятий.
— После школы вы поступили в институт?
— Нет, я не имею высшего образования. После школы я собирался поступать в КГУ, но как-то не сложилось, не помню почему. Сходил в армию, затем поступил все же в КГУ и, посетив буквально две-три лекции, бросил, потому что к тому времени уже работал журналистом в челнинской газете «Время» и знал, что такое компьютерный набор, а в университете все еще учили линотипам — печатным машинам XIX века.
— А служили вы где?
— В стройбате. По юношеской глупости, разумеется, написал заявление, что хочу добровольцем отправиться в Афганистан, где тогда шла война, но меня не взяли из-за плохого зрения.
— А были еще добровольцы?
— Да, конечно! Тогда таких, как я, было много, и это считалось нормальным.
Почти все время был художником части, что дало мне очень большой опыт и в рисовании, и в дизайне, и в остальном. Служил в ближнем Подмосковье, что позволило мне за два года побывать на многих концертах в Москве — фестивале «Рок против террора», выступлениях популярных западных групп и исполнителей. Привычка к ненормированному труду сформировалась там. Работал я практически до утра, потом заваливался спать. Как блатного меня особенно не трогали.
«Не считаю себя бизнесменом»
— Когда вы впервые увидели компьютер?
— В школе. Тогда компьютеры были практически никакие. Думаю, что современные калькуляторы гораздо мощнее, но, тем не менее, тогда я увлекся ими.
— А когда запустили сайт kam.ru?
— К своему стыду, я очень плохо помню даты. Мы с женой забыли даже отметить годовщину свадьбы, кажется, уже на второй год. Поэтому я точно не помню, но, по-моему, kam.ru лет десять уже есть.
— Чем вы занимались между газетой «Время» и kam.ru?
— Формально я успел поработать в очень многих местах, даже сторожем был одно время — такая романтическая профессия. Кроме того, с ранней юности я увлекался музыкой, поэтому после армии сколотил группу БОН — «Без определенного названия». Затем ушел в сольную деятельность, записал несколько альбомов. Я их иногда прослушиваю и могу сказать, что на то время они однозначно были новаторскими. Меня крутили по российскому радио, и музыкальный критик Артемий Троицкий звал меня с концертами в зал имени Чайковского.
Аналогов той академической музыке, которую я делаю, очень мало, и в России ею практически никто не занимается. На западе есть Майкл Найман, появился Ян Тирсен, а у нас таких композиторов практически нет. Я записал несколько альбомов такой музыки, они есть в открытом доступе в интернете на сайте www.watman.net. Это потенциально очень сильная музыка, я не занимаюсь ее продвижением и раскруткой, но ее ценность от этого меньше не становится.
— Вы сейчас, кроме kam.ru, еще какими сайтами заняты?
— Я сейчас захожу в kam.ru крайне редко, только если крайне нужно вмешаться. Сейчас мы доделываем большой сайт gorod3d.ru. Это достаточно уникальный проект для России — трехмерная карта Челнов. Весь город, включая жилые дома, все производственные здания, вплоть до остановочных павильонов, отрисовано в 3D, все крутится, можно ткнуть в дом и узнать, какие организации там находятся, получить список телефонов и так далее. Это такая большая справочная система. Проект уникальный, за ним будущее.
— Вы зарабатываете на разработке сайтов?
— Да. Но вообще я себя бизнесменом не считаю. Потому что есть бизнес, а есть ремесленничество. Кузнец, как известно, может выковать только определенное количество мечей, а чтобы стать богатым, ему нужно наладить массовое производство. В финансовом плане не считаю себя успешным человеком. Того, сколько я зарабатываю, мне всегда не хватает. Хотя, думаю, что денег никогда не будет хватать, сколько бы я ни зарабатывал. Хоть миллион в день будет, все равно есть, на что их потратить. В остальном, наверное, да, я успешный человек.
— Сайт www.gorod3d.ru — коммерческий проект? Вы хотите на нем заработать или занимаетесь им потому, что для вас это интересно?
— Разумеется, я хочу на этом заработать, там применяются достаточно традиционные методы монетизации. Пока трудно сказать, как все сложится, но, думаю, что он может в конце концов «отбиться» даже на классической рекламе. Посмотрим...
На самом деле я к этому отношусь не как к работе, а как к одному из своих увлечений. Знаете, я не делю свою жизнь на работу, отдых и увлечения. Если я делаю проект, значит, мне это интересно, это и есть мое увлечение. Думаю, через три года у нас уже будет крепкая основа сайта и мы сможем перепрыгнуть на новые технологии, которые к тому времени появятся. Сейчас, к сожалению, нет веб-приложений, позволяющих в Интернете крутить трехмерный город, ходить, путешествовать по нему. Но мы отлично понимаем, что это всего лишь вопрос времени. Когда эти технологии станут обычными, мы свою базу просто перенесем на новую платформу.
«У меня даже загранпаспорта нет»
— В каком состоянии сейчас ваш фотопроект «Магамба»?
— Отснято уже свыше 70 человек, в том числе Армен Джигарханян, Борис Гребенщиков, Макс Покровский, Фекла Толстая, Михаил Гречко, Сергей Капица, Геннадий Хазанов и многие-многие другие. Проект был заморожен в связи с кризисом, но, считаю, что он совершенно живой, я возобновил в этом году переговоры с различными московскими организациями, и есть некая вероятность, что нынешней осенью или предстоящей зимой выставка, наконец, случится. Я планировал полномасштабную большую выставку. Провести ее в какой-нибудь небольшой галерее вообще никаких проблем нет, но у меня такие амбиции, что не хочется делать тяп-ляп. Лучше вообще ничего не делать, чем потом разочаровываться.
— Когда занимались этим проектом, вам ведь часто приходилось ездить в Москву, даже какое-то время жить там. Не было мыслей совсем переселиться в столицу?
— Нет, мне Москва не нравится. Тамошние расстояния, потраченное время, пробки! Я человек ранний, например, сегодня встал в шесть утра. А в Москве договариваешься с человеком о встрече, а, например, Найк Борзов мне говорит: «Позвони мне завтра утром часа в два». Такой режим меня не устраивает. Любой москвич вам скажет, что в Москве за один день можно сделать только одно дело. В Челнах можно с утра побывать в поселке ГЭС, потом съездить в новый город и за день реально сделать десять дел.
В течение получаса можно вырваться на природу, в незатронутые индустрией места, что в Москве практически невозможно. Поэтому, если и уезжать, то надо уехать в какой-нибудь тихий европейский или скандинавский городок, но меня больше привлекает Китай. Правда, я там ни разу не был, но, даст Бог, съезжу обязательно.
— Кстати, я как раз хотел спросить, в каких странах вы были, где вам понравилось, а где нет?
— Ни в каких странах я не был, за пределы СССР ни разу не выезжал, у меня даже загранпаспорта нет. Я не являюсь любителем курортного отдыха. Не отрицаю, что путешествовать по другим странам интересно, и я это обязательно сделаю, когда созрею, но пока я увлечен активным туризмом. Началось все с безобидных матрацных сплавов по реке Белой, затем увлекся велопоходами. В 2008 году мы ездили на Алтай, где наблюдали полное солнечное затмение, в прошлом году были на Кавказе. В этом году собирались организовать серьезный поход на Тянь-Шань на месяц, но из-за последних событий в Киргизии решили повременить, снова поедем на Алтай, но уже в другую часть. Алтай — это такое уникальное место, куда можно ходить раз десять, ни разу не повторившись.
— Если я попрошу вас одним словом охарактеризовать свою деятельность?..
— В таких случаях отвечаю, что я дизайнер. Дизайн, как разработка чего-либо, четко определяет то, чем я занимаюсь, какой бы области это ни касалось. Есть еще одно правильное слово — «композитор». Правда, оно у нас используется только применительно к музыке, но суть в том, что композитор создает композицию. Я и формально являюсь композитором, поскольку пишу музыку, но и в общем смысле этого слова я тоже композитор, поскольку оно подразумевает способность к композиции разрозненных элементов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Комментарии (0)